Дидактикалық құралдарды қолдануға әдіскерлік ұсыныстар
Методические рекомендации к использованию дидактических пособий
Методические рекомендации к использованию пособия
«Волшебная варежка »
Цель:Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
Научить детей понимать эмоциональные состояния окружающих людей;
Способствовать выражению собственных эмоций через мимику, жесты, позу, слова);
Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
«Волшебная варежка» имеется на каждого ребенка, она вызывает особый интерес у детей и взрослых. Примеряя варежку, малыш пожимает руку соседу сопровождая пожатие ласковым словом или позитивными пожеланиями или просто доброжелательным приветствим.
С музыкальным сопровождением «Варежка» выполняет определенные ритмичные движения, отражающие настроение, будь оно грустное или веселое, а так же может взять на себя роль персонажа и голосом ребенка озвучивать свои действия. Варежка способная учавствовать в диалоге, монологе.
Цвет варежки, можно использовать в играх на внимание: «Найди пару», «Синий, красный, зеленый», на смекалку «Верно, не верно», «Хлоп, хлоп, топ, топ» и.д.
«Волшебная варежка» часто используется воспитателем, поэтому она всегда находится перед глазами ребенка.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Доброе отражение»
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания;
Учить самостоятельно выбирать эмоциональный фон.
Пособие предполагает наличие индивидуального зеркала на каждого ребенка. Пособие можно использовать в различной вариации. Основными упражнения которые используются в области «Познание» это упражнения: «Нарисуй себя» и «Рисуем эмоции».
Упражнение «Нарисуй себя»
Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».
Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.
рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете. В ходе творческой деятельности ребенок познает себя, свои чувства, эмоции, находит свои особенности, общие и отличительные черты от других.
В упражнение «Рисуем эмоции» Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение. Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция. Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе, упражнения дети изображают одну какую – либо эмоцию. При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.
После работы, зеркала обрабатываются мыльным раствором и укладываются на полочку.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Дорожка трансформер »
Цель: Формировать дружеские отношения в коллективе;
Воспитывать чувство сплоченности, активности, инициативности;
Развивать творческое воображение.
«Дорожка трансформер», изготовлена из мягких матерчатых подушечек, соединённых между собой лентой, которая скрепляет их и удерживает всегда вместе. Пособие способно учувствовать на любом этапе занятия.
В кругу радости «Дорожка трансформер» объединяет всех присутствующих в круг. Дети рассаживаются по удобнее на подушечки для дружеской беседы.
По «Дорожке трансформер», дети могут отправиться в путешествие, встретив на пути «Препятсвия» с заданиями.
Отправляться в свою группу , дети так же могут по дорожке, причем путь может принимать любую форму: змейки, зигзага, лабиринта.
Играя с дорожкой, дети могут составлять различные фигурки: пирамидку, улитку, гусеницу, домик и т.д
Методические рекомендации к использованию пособия
«От сердца к сердцу »
Цель: Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
Учить детей определять собственное эмоциональные состояние, полученное на занятии;
Способствовать выражению собственного мнения, мыслей, предположений.
Пособие «От сердца к сердцу», имеет мягкую тканевую основу, нежно - розового цвета. Пособие выполняет функцию дружного объединения детских мнений, которое дети высказывают в итоге занятия. Это очень важный и ответственный момент, так детям предоставляется возможность дать реальную объективную оценку проделанной работы, а так же оценить свои возможности: все ли у него получилось на занятии, над чем нужно еще поработать, весело было или грустно и т.д.
Самые различные мнения заранее подготавливаются педагогом, в печатном виде на различных облачках, фигурках, звездочках и т.д. , которые в последствии крепятся к пособию.
В арсенале имеются фигурки, где отсутствует текст, это на случай того если ребенок захочет написать или нарисовать свое мнение о занятии.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Песочная анимация»
Цель: Учить выражать свои чувства, эмоции, справляться с комплексами.
Формировать умение увидеть внутренние конфликты, переживания.
У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Каждое занятие песочной анимацией - путешествие в сказку. Поэтому использование данного пособия развивает не только тонкую моторику и фантазию, но и речь детей. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Разноцветные мешочки »
Цель: Развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки,
Учить осознанному выражению своего эмоционального состояния; Формировать умение сосредоточиться или же наоборот отвлечься, расслабиться.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, к самому себе;
На занятии по самопознанию, важно выразить свои эмоции, чувства , поделиться мнением , оценить поступок. Ребенок, перебирая эти мешочки, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, а следовательно и речь.
«Разноцветные мешочки» используются в разных вариантах:
Вариант 1
Пары мешочков сшиты из одинаковой ткани, но с разным содержимым. Теперь задание уже более сложное: можно собрать мешочки по парам, а можно искать пары по наполнению, на ощупь. В этих упражнениях мы активно стимулируем мышление ребенка, задействуем и его зрение и чувствительность пальчиков.
Вариант 2
Мешочки по-прежнему парные, но уже из ткани разной фактуры (шелк, мех, шерсть-главное, чтобы они отличались на ощупь). И мы подбираем мешочки парами с закрытыми глазами, только ощупывая.
Вариант 3
Выбор ребенком цвета мешочка можно определяет его настроение, а так же можно объединить детей в пары и даже в группу, узнать информацию друг о друге, подружиться.
Когда поиграли, мешочки повесили на полочку. Эти игры не лежат вместе с остальными игрушками.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Стул прощения и понимания»
Цель: Учить понимать и оценивать свое поведение в конфликтных ситуациях, различать чувства обиды, понимания и прощения;
Воспитывать готовность понимать и прощать.
Методическое пособие позволяет ребенку уединиться, подумать над обидными словами или поступками, которые он совершил по отношению к другу, к товарищу, к родным.
В этот момент пособие выступает помощником, который позволяет малышу расслабиться, как бы поддерживая его в поиске мыслей о том, как можно помириться, попросить прошение, понять действия товарища, или же перестроиться и вести себя по другому по отношению к окружающим. «Стул прощения и понимания» хранит в себе только теплые и добрые чувства, а волшебное заклинание помогает настроиться на позитивный настрой.
За помощью к тебе
я хочу обратиться!
Мне вовсе не хочется
на друзей своих злиться,
В моем добром сердце
Счастье искриться
Я счастьем своим спешу поделиться!
Исключительно по собственному желанию побыв на едине с собой ребенку становится легко и радостно. Он успокаивается и настраиваться на позитивное общение.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Сухой дождь»
Цель: Развивать восприятие цвета, формы, структурности у детей дошкольного возраста;
нормализовать эмоциональное состояние; обучать навыкам позитивного позиционирования себя.
Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств. В работе с тревожными детьми "сухой дождь" можно использовать следующим образом:
«Убежище».
Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча прячется за лентами сухого дождя.
«Дождь превращений».
Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
«Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы).
Ребёнок находится под лентами дождя. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п..
Методические рекомендации к использованию пособия
«Счастье на липучках »
Цель: Формировать знания об основных понятиях, доброты, отзывчивости, заботы, патриотизма;
Воспитывать устремленность к совершению добрых дел.
Наглядно пособие представляется в образе объемного солнышка с разноцветными лучиками, имеющих на конце липучки к которым прилепляются, картинки на любую тему, слова, конверты с вопросами по теме занятия или поощрительными сюрпризами для детей.
Пособие можно использовать в качестве сюрпризного момента на день рождение и вообще на любой праздник, прилепив к лучикам поздравительные открытки, подарки, различные сюрпризы, которые можно подарить не только детям, но и родителям и педагогам.
Пособие позволяет детям стремиться к совершению добрых и полезных дел.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Телефон - помощник »
Цель: Формировать нравственно – духовные представления, качества, отношения, нормы, ценности.
Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.
«Телефон - помощник» учит принимать непосредственное участие во всех жизненных моментах семьи, коллектива, друзей. Что бы научиться говорить красивые теплые пожелания, поздравления, например, в «День победы» своим любимым дедушке и бабушке, поздравить с Днем рождения маму, папу, сестренку или братишку достаточно лишь снять трубку «Телефона - помощника» и попытаться прорепетировать свою речь, причем время проб не ограничено, что очень раскрепощает малыша.
Пособие позволяет детям познакомиться с нужными словами для общения с товарищем, который например, заболел и не пришел в детский сад, ребята могут рассказать заболевшему другу о событиях происходящих в группе, о занятиях и конечно же передать привет от детей и педагогов, пожелав скорейшего выздоровления.
После того когда, ребенок все это воспроизведет в игровой форме, он смело может пользоваться настоящим телефон и просто вести диалог с глазу на глаз.
Методические рекомендации к использованию пособия
«Яблочки эмоций»
Цель: Учить различать эмоции, определять уровень эмоционального состояния окружающих.
Формировать умение наглядно определять настроение;
Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к самому себе и к окружающему миру;
Методическое пособие «Яблочки эмоций» отражают состояние радости, грусти, удивления, злости, восхищения.
Играя, с яблочками у детей появляется возможность выбрать то яблочко, которое им близко по настроению, по эмоциям, соотнести настроение сверстников, взрослых, найти пути взаимодействия.
В играх с яблочками воспитатель может увидеть какой эмоциональный настрой нужно провести на занятие, выявить эмоциональный фон детей в целом от проведенного занятия.
Пособие позволяет выразить отношение детей к поступкам, действиям, бездействиям сказочных героев, персонажей, а так же собственных и окружающих в целом.
Составители: Захарова Л.Н. методист ДУВЦ "Мұрагер"
Михеева Е.Е. психолог ДУВЦ "Мұрагер"