Отдел образования акимата города Лисаковска |
|
|
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
В нашей школе организована целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические и психологические условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Обучающиеся обеспечиваются активной дифференцированной помощью различных специалистов (медицинского работника, психолога, социального педагога, логопеда), взаимодействие которых происходит в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательных классов и классов КРО для детей с диагнозом ЗПР
ПМПК школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
Школьный Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РК, «Методическими рекомендациями по организации деятельности психолого-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования» разработанные Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Основными требованиями к деятельности подобного образования являются истинное понимание задач и стратегии развивающей и коррекционной работы. К задачам школьного консилиума, решающего проблемы неуспевающих детей, мы отнесли: 1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями. 2.Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися в системе коррекционно-развивающего обучения, отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию. 3.Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания 4. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы. 5. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в общеобразовательные классы. 6. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий. 7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом 8. Организация взаимодействиямежду педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк. Комплексный психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. ПМПК создается приказом директора школы на учебный год. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя, учитель-логопед, педагог - психолог, социальный педагог, медицинский работник и секретарь консилиума, который выбирается из его состава. Составляется план и график работы ПМПК на год. Работа школьного ПМПК строится по следующей схеме: Схема Психолого–Медико – Педагогического консилиума в учреждении образования
Работа консилиума с ребенком может начаться по запросу учителя, администрации школы, психолога, родителей, социального педагога, медицинского работника, ученика.
После первичного приема проводимого психологом, в своих рекомендациях он должен определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей. Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает и анамнестические сведения о нем (психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные.
Формы для представления данных на консилиум
Представление педагога для школьного консилиума
Представление психолога для школьного консилиума
Представление логопеда для школьного консилиума
Представление социального педагога для школьного консилиума
Схема Психолого–Медико – Педагогического консилиума в учреждении образования
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе -коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку. В завершении обсуждения консилиум должен выработать решение по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Основная нагрузка при коллегиальном обсуждении ложится на ведущего заседание консилиума. Важной задачей ведущего становится последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т.п. В ситуации, когда школьный консилиум не приходит к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком или опыта у специалистов недостаточно, а также в случае конфликтных отношений с родителями ребенка, непринятием родителями рекомендаций консилиума, ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня, например городскую.
На этом этапе обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Это могут быть развивающе-коррекционные мероприятия внеурочного плана или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка. 6 . Оценка эффективности коррекционной работы Завершением этого этапа является динамическое, или итоговое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы). Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении психолога по его результатам. Если по итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума лишь в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. На промежуточном этапе также могут произойти значительные изменения состояния ребенка. Это может быть следствием деятельности психолога и других специалистов или вызвано какими-то событиями, изменившими условия существования ребенка. В этом случае вынесение обсуждения ситуации на консилиум также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах Плановое заседание консилиума проводится не реже одного раза в полугодие для каждого ученика, нуждающегося в прохождении консилиума в соответствии с графиком обследования класса (группы). Внеплановое заседание консилиума собирается по запросам специалистов (педагога класса), ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Поводом для внепланового заседания консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, воспитание и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения и воспитания
По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:
4.Карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий и работы ребенка, программу комплексного развития).
Таким образом, специалистами ПМПк осуществляется сопровождение обучения детей классов КРО с диагнозом ЗПР общеобразовательной школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает взаимодействие в коррекционной работе других членов школьного ПМПк. И все материалы по работе с ребенком оформляются и вкладываются в индивидуальную карту развития.
Индивидуальная карта развития состоит из следующих разделов: v сведения социального характера; v медицинские данные; v психолого-педагогическая информация; v запись педагогических наблюдений; v рекомендации; v сведения о работе с родителями; v характеристики; v карта динамики развития; v творческие работы.
Желаем успехов в работе!
Подготовила: Педагог – психолог ГУ «Средняя школа № 11 города Рудного» КОТЛЯРОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
От администрации портала: будем рады порекомендовать вам тематический портал, на котором вы можете узнать все о кризисе подросткового возраста. |