.
Наличная ситуация.
Реализация компетентностного подхода предполагает введение инноваций в организацию учебного процесса. Особое место отводится оцениванию результатов обучения по уровню сформированности ключевых компетенций. На сегодняшний день измерение и оценивание компетенций представляет наивысшую трудность, как в теоретическом, так и практическом плане. Такое оценивание должно проводиться как целенаправленный упорядоченный процесс определения компетенций, при этом результаты оценки необходимо выражать количественно вне зависимости от того, насколько сложно компетенции поддаются оцениванию.
Компетенциям невозможно научить, их можно только сформировать у учащихся на основе приобретения ими знаний, умений, навыков, развития личностных качеств. Ориентация на формирование ключевых компетенций оказывает серьезное влияние на всю систему оценки и контроля учебных достижений учащихся. Оценка должна стать стимулом для успешной учебной и самостоятельной работы учащихся, как в урочное, так и внеурочное время. От организации процесса оценивания и объективности выставленных отметок в целом зависит отношение учеников к учебной деятельности, их познавательная мотивация.
Алгоритм создания системы оценивания ключевых компетенций учащихся в школе:
1. Разработка компетентностной модели выпускника той или иной ступени обучения на основе изучения социального заказа заинтересованных сторон(государство, общество, родители учеников, ученики и учителя).
- Компетентностная модель выпускника является результативно- целевой основой проектирования образовательного процесса школы.
- Под компетентностной моделью выпускника понимается некий образ, эталон, идеал, который должен быть реализован, с тем, чтобы выпускник стал конкурентоспособным на рынке труда.
- Компетентностная модель выступает в виде информационной системы, отражающей структуру образовательного процесса, обеспечивающей адекватный контроль и оценку полученных результатов.
- Компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения является идеальной целью. Для того, чтобы идеальная цель стала реальной, необходима конкретизация требований к выпускникам по учебным предметам.
Для этого разрабатывается матрица компетенций по предметам.
2. Разработка матрицы соотношения дисциплин (предметов) и формируемых с их помощью компетенций. Подготовка учащихся осуществляется в ходе изучения множества предметов, и каждый из них должен формировать те или иные качества, компетенции. Матрица компетенций позволяет увидеть ценность каждого предмета в развитии ключевых компетенций учащегося.
3. Характеристика ключевых компетенций (выявление основ содержания формируемых компетенций). Для облегчения работы учителя по формированию и оцениванию ключевых компетенций целесообразно разработать таблицу «Соотнесение аспектов формирования и оценивания ключевых компетенций учащихся», в которой прописываются формы, методы, приемы, технологии и способы оценивания формируемых ключевых компетенций учащихся по предмету.
4. Создание стратегии оценивания ключевых компетенций учащихся, разработка системы оценочных шкал и критериев оценки с детально прописанными показателями.
5. Создание фонда оценочных средств сформированности ключевых компетенций учащихся. Для оценки каждой из ключевых компетенций разрабатываются задания, по результату которых можно судить об уровне их сформированности.
6.Разработка порядка перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания.
7. Разработка процедур и правил оценки. Учителю необходимо ознакомить учащихся с критериями распределения баллов по видам работ, формами и периодичностью контрольных мероприятий, провести такую разъяснительную работу, чтобы каждому учащемуся стали понятны критерии оценивания, и он отдавал себе отчет, что необходимо сделать, чтобы получить ту или иную отметку. Оценка должна фиксировать выполнение учеником того или иного вида работы, степень продвижения изучения предмета.
8.Следующим шагом является соотнесение единиц содержания образования формируемым компетенциям (технологизация урока на основе компетентностного подхода «цель - деятельность - компетенция»).
9. Создание мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся. Проявление компетенции осуществляется только в деятельности и доступно наблюдению, фиксации и оценке умения выполнить то или иное действие. В ходе мониторинга можно выявить уровень сформированности той или иной компетенции. Изучение степени сформированности компетенций позволит эффективно управлять образовательным процессом подготовки выпускников в быстро меняющемся мире.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание системы оценивания ключевых и базовых компетенций учащихся»
Актуальность разработки проекта «Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся» обусловлена следующим противоречием: изменение результативно-целевой основы образования с вводом компетентностного подхода и преобладанием традиционной системы оценки учебных достижений учащихся школ.
Проблема: отсутствие единого механизма оценивания уровня сформированное™ ключевых компетенций учащихся.
Тема: «Система оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся основной и средней школы».
Идея: введение в контрольно-оценочную деятельность учителя педагогического инструментария, обеспечивающего измерение и оценку сформированности ключевых компетенций учащихся.
Замысел: разработка системы оценки сформированности ключевых компетенций учащихся станет основой для выбора форм и методов оценивания, что повлечет за собой технологизацию урока.
Цель: проектирование системы оценки сформированности ключевых компетенций учащихся.
Задачи: соотнести аспекты ключевых компетенций и способы их оценивания;
- выявить методы, формы и средства оценивания ключевых компетенций учащихся;
-разработать критерии и шкалу оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся;
-разработать фонд оценочных средств сформированности ключевых компетенций учащихся по предметам;
-разработать порядок перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценок;
- разработать мониторинг оценки сформированности ключевых компетенций учащихся;
- выпустить практическое пособие для учителей по системе оценивания ключевых компетенций учащихся основной и средней школы.
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на два года, является организационной единицей Перспективного плана реализации компетентностного подхода в школе и предполагает изучение и анализ теоретических основ компетентностного подхода с целью конкретизации и создания мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся. Полученные данные анализа позволят соотнести аспекты ключевых компетенций и способов оценивания. Выявляются формы, методы, средства, технологии оценивания ключевых компетенций учащихся. Задача учителя - обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания. Учителя разрабатывают фонд оценочных средств сформированности ключевых компетенций учащихся на предметах. Разработка порядка перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания, что повлечет за собой технологизацию
компетентностно-ориентированного урока «цель-деятельность-компетенция».
При реализации возможно возникновение рисков и угроз:
Риски и угрозы
|
Пути их устранения
|
Снижение качества обучения
|
Развитие ключевых компетенций как новый результат образования.
Сочетание традиционного контроля с
инновационным
|
Нежелание учителей создавать оценочный банк
|
Разработка системы мотивации и поощрений
|
Низкий уровень профессиональной
компетентности учителя в оценивании учебных достижений на основе компетентностного подхода
|
Проведение семинаров, выпуск пособия, статей
|
Трудность в выставлении оценок в журнал
|
Разработка механизма оценивания результатов образования в традиционную
шкалу оценивания
|
Нежелание участвовать в эксперименте
|
Разработка системы мотивации и поощрений
|
Программа реализации проекта
Задачи проекта
|
Действия по их достижению
|
Ответственные
|
Индикаторы
|
|
1. Изучить литературу и опыт разработки системы оценки сформированности ключевых компетенций учащихся
|
Найти информацию об оценивании ключевых компетенций учащихся
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Создан банк материалов по оцениванию компетенций
|
|
2. Соотнесение аспектов формирования и оценивания ключевых компетенций учащихся
|
Создать таблицу соотношения формирования и оценивания ключевых компетенций по предметам
|
Руководители ПЛ, учителя- предметники
|
Создана таблица соотношения формирования ключевых компетенций и способов оценивания по предметам
|
|
3.Выявить методы, формы, средства оценивания ключевых компетенций по предметам
|
Организовать работу ПЛ по созданию фонда оценочных средств
|
Руководители ПЛ, учителя- предметники
|
Создан фонд оценочных средств ключевых компетенций учащихся
|
|
4. Разработать фонд оценочных средств сформированности ключевых компетенций по предметам
|
Организовать работу ПЛпо созданию фонда оценочных средств
|
Руководители ПЛ, учителя- предметники
|
Создан фонд оценочных средств ключевых компетенций учащихся
|
|
5. Разработка порядка перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания
|
Организовать работу ПЛпо обсуждению и разработке методических рекомендаций перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Создан механизм перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания »
|
6. Разработать методические рекомендации по использованию системы оценки учебных достижений на основе компетентностного подхода
|
Создать учебно- практическое пособие
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Выпущено пособие
|
7. Разработать мониторинг оценки сформированности ключевых компетенций учащихся
|
Организовать работу по обсуждению и разработке методических основ мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Разработан мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся
|
8. Организовать лабораторию современного урока по внедрению системы оценивания
|
Провести эксперимент по предметам
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Организована работа лаборатории современного урока
|
9. Технологизация современного урока
|
Соотнесение единиц содержания образования формируемым компетенциям
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Проведены семинары, мастер-классы
|
10. Внедрение новой системы оценивания в образовательный процесс школы
|
Внедрение системы оценивания
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Внедрена система оценивания в образовательный процесс школы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План график реализации проекта – 1 год ( 2012-2013)
Задачи проекта
|
Действия по их достижению
|
Ответственные
|
Индикаторы
|
Сроки
|
1. Изучить литературу и опыт разработки системы оценки сформированности ключевых компетенций учащихся
|
Найти информацию об оценивании ключевых компетенций учащихся
|
Руководители ПЛ, РГ,зам директора по УМР
|
Создан банк материалов по оцениванию компетенций
|
Октябрь- ноябрь
|
2. Соотнесение аспектов формирования и оценивания ключевых компетенций учащихся
|
Создать таблицу соотношения формирования и оценивания ключевых компетенций по предметам
|
Руководители ПЛ, учителя- предметники
|
Создана таблица соотношения формирования ключевых компетенций и способов оценивания по предметам
|
Декабрь- январь
|
3.Выявить методы, формы, средства оценивания ключевых компетенций по предметам
|
Организовать работу ПЛ по созданию фонда оценочных средств
|
Руководители ПЛ, учителя- предметники
|
Создан фонд оценочных средств ключевых компетенций учащихся
|
Февраль-апрель
|
4. Разработать фонд оценочных средств сформированности ключевых компетенций по предметам
|
Организовать работу ПЛпо созданию фонда оценочных средств
|
Руководители ПЛ, учителя- предметники
|
Создан фонд оценочных средств ключевых компетенций учащихся
|
Май- сентябрь
|