Программа предпрофильной подготовки в условиях общеобразовательной школы.
ГУ « Средняя школа №6» г. Лисаковска.
Программа предпрофильной подготовки в условиях общеобразовательной школы.
Пояснительная записка.
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года определяет цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Одной из приоритетных задач переходного периода является создание условий для получения профессиональных навыков с целью обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда; для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся.
Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является освоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается в объёме основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору. Вводится предпрофильная подготовка.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Безусловно, формирование у школьников умения осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, формирование высокого уровня учебной мотивации к обучению по избранному профилю являются важными, но не единственными целями предпрофильной подготовки. Ограничиться только ими - значить сузить ее содержание. Причем практика показывает, что начинать предпрофильную подготовку необходимо уже с первой ступени обучения в школе. Мы называем этот процесс ранней профилизацией.
Психолого-педагогическая диагностика учащихся пятых-девятых классов показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоят следующие проблемы:
q недостаток знаний о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, о рынке образовательных услуг;
q несформированность представлений о своих психофизиологических качествах;
q неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Решению этих проблем, прежде всего и должна служить предпрофильная подготовка.
Таким, образом, в широком смысле слова предпрофильная подготовка должна представлять собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению.
Выше обозначенные моменты положены в основу действующего в нашей школе ПРОЕКТА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
ПРОЕКТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
…Недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения,
низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
(Из Концепции 12-летнего среднего общего образования.
Один из факторов, негативно влияющих на уровень развития системы образования в Казахстане)
Данный управленческий проект:
ü направлен на достижение конкретной цели – устранение вышеназванного фактора и решение одной из важнейших задач модернизации образования в республике в рамках конкретного образовательного учреждения - общеобразовательной школы;
ü реализуется в рамках действующей модели личностно ориентированного подхода и является модернизацией одного из направлений этой модели.
Управленческая деятельность по подготовке ОУ к введению профильного обучения ведется на основе взаимосвязи следующих функций:
ü информационно-аналитической;
ü мотивационно-целевой;
ü планово-прогностической;
ü организационно-исполнительной;
ü контрольно-диагностической;
ü регулятивно-коррекционной.
Информационно-аналитическая деятельность направлена на изучение документов, материалов по профильному обучению, анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов, анализ качества подготовки выпускников, образовательных потребностей учащихся, социального заказа, миссией и стратегической целью школы.
Мотивационно-целевая деятельность обеспечивается информированием всего педколлектива, организации изучения концепции обучения, базового и профильного уровня ГОСО, изучением потребности педагогов, организацией их курсовой подготовки, мотивирования педагогов, информационной и профориентационной работой с родителями и учащимися
Планово-прогностическая деятельность основана на комплексном характере проектирования и планирования, разработке Концепции развития школы, изучении и коррекции социального заказа местного сообщества.
Концептуальный подход к проблеме:
Модель образовательного процесса в 12-летней школе формируется на основе вариативного содержания образования, гармонического сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
Модель профильной школы разработана на основе дифференциации как условия осуществления вариативной образовательной подготовки (Жадрина М.Ж., вице-президент Казахской Академии образования им. Ы. Алтынсарина, доктор педагогических наук, профессор).
На основе концептуальных идей модернизации образования сформулирована стратегическая цель в решении задач самоопределения учащихся:
Создать оптимальные условия для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого - педагогических услуг.
Для реализации обозначенной цели разработана программа модернизации системы предпрофильной подготовки, преобразование ее в ПРОГРАММУ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, где самоопределение трактуется как:
1. Нахождение своей четко определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности:
ü профессиональной;
ü социальной;
ü семейной;
ü гражданско-правовой,
2.Постановка целей и выработка планов на различные периоды жизненного пути.
В исследованиях психолога Л. М. Митиной представлены две базовые модели самоопределения человека:
- Модель адаптивного поведения, где доминирует тенденция к подчинению своего выбора внешним обстоятельствам, требованиям родителей, соблюдению предписываемых обществом правил и норм, при котором активизируются адаптационные механизмы, но нивелируются составляющие индивидуальность личностные качества, а резервы личностного развития практически не используются.
- 2. Модель профессионального развития, которая характеризуется способностью человека стать хозяином положения, полноправным автором, конструктором своего настоящего и будущего. Главным критерием становится личность человека в совокупности качеств, способностей, ценностей и мотивов. Именно в соответствии с ними человек делает осознанный самостоятельный выбор своего жизненного пути, оценивает свои возможности, учится конструктивно решать проблемы и преодолевать препятствия, рассматривая любую трудность как стимул для своего дальнейшего развития и используя все возможности для реализации задуманного.
Не вызывает сомнения, что для реализации целей Государственной программы развития образования необходимо формировать вторую модель. Решить столь сложные долгосрочные задачи в течение 1- 2х лет (9-11 кл.) невозможно, поэтому в нашей школе разработана указанная программа с 1 ступени обучения. В действующей школе модели личностно ориентированного подхода выделены 4 возрастных модуля, которые и явились фундаментом новой программы.
Каждый модуль имеет свои задачи, которые соответствуют 3 критериям:
ü Когнитивный критерий, решающий задачи информирования школьников о мире профессий, рынке труда в регионе и в республике, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях.
ü Мотивационно-ценностный критерий, ставящий задачи формирования у школьников всей гаммы смыслообразующих, жизненных и профессиональных ценностей, среди которых приоритет отдается непрерывному образованию и здоровому образу жизни. На основе ценностных ориентаций у школьников формируется иерархия мотивов на основе подчинения внешних мотивов (положительных или отрицательных) внутренним (социальным или индивидуальным).
ü Деятельностно-практический критерий, активизирующий планирующую и прогнозирующую функцию сознания для составления и реализации жизненных планов, в том числе и резервных, уточнения и коррекции профессиональных намерений, запускающий волевые саморегулирующиемеханизмы личности школьника дляисполнения первого этапа профессионального плана во время обучения в средней школе.
Программа спланирована в 4-х направлениях.
1 направление. Профилизация школьных учебных предметов:
ü Направленность содержания школьных предметов на ознакомление школьников с миром профессий.
ü Координация школьных учебных предметов и требований к ЗУНам в соответствии с требованиями региональных ВУЗов по профилирующим предметам.
2 направление. Профильные предметы. Дополнительное образование.
ü Развитие системы дополнительного образования, предоставляющей возможность для удовлетворения творческих и познавательных интересов учащихся.
ü Образование старшеклассников в соответствии с их жизненными планами, профессиональными намерениями, социальным заказом.
ü Раскрытие специфики будущей профессиональной деятельности через курсы по выбору и расширенное изучение профильных предметов.
3 направление. Профильная внеклассная работа.
ü Комплекс воспитательных внеклассных мероприятий и организация разнообразной творческой деятельности детей как модели образа будущих достижений жизни для успешной социализации учащихся.
4 направление. Социальная практика профильных 10-11-х классов.
ü Предоставление учащимся профильных классов возможности самореализоваться, попробовать себя в деле, личностно и общественно значимом (Методика профильных проб)
РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ.
Блок 1.
1 ступень. 1-4 (5) классы. Школа развития.
Цель:
ü Обеспечение условий для выполнения ГОСО.
ü Расширение образовательного, информационного и творческого пространства.
ü Создание условий для академического и творческого развития личности, раскрытие индивидуальности обучаемого, формирование мотивации к саморазвитию.
На данном этапе у детей проявляется:
ü Интерес к популярным и модным профессиям.
ü Стремление увязать с профессиями учебные предметы.
ü Предпочтение в выборе кружков и секций
Цели реализуются через:
- Методическое обеспечение учебного процесса.
- Систему дополнительного образования:
Курсы по выбору:
ü Логика.
ü Экономика для малышей.
ü Экономическая математика.
ü Видео-клуб.
ü Программирование на языке Basic.
ü Раннее обучение английскому языку.
ü Развитие творческой и познавательной активности младших школьников. «Познай себя»
- 3. Использование исследовательского обучения (НОУ), интеллектуальные игры.
- 4. Систему воспитательной работы школы (Методика КТД )
2 ступень. 5-8 (9) классы – Самоопределение.
Цель:
ü Обеспечение условий для получения основного среднего образования, выполнения ГОСО, овладения методами научного познания, способами теоретического мышления.
ü Расширение образовательного и информационного пространства.
ü Формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения.
ü Создание условий для самоопределения личности, овладения приемами самоорганизации.
ü Формирования целостного знания, потребности в творческой деятельности, расширить представление о мире профессий, испытать себя в приближении к реальности в игровой ситуации.
На данном этапе у детей проявляется:
ü Более конкретный интерес к той или иной профессии.
ü Стремление увязать с профессиями учебные предметы, интерес к профилям обучения.
ü Заинтересованность своей профпригодностью.
ü Стремление испытать себя в каком-то профессиональном амплуа в игровой деятельности.
На этапе доопределения ( 8 классы) у детей проявляется:
ü Заинтересованность в занятиях по планированию жизненных этапов собственного пути.
ü Конкретные способности, успехи в школьных предметах и дополнительном образовании.
ü Инициатива в реализации собственных планов.
Цели реализуется через:
1.Методическое обеспечение учебного процесса.
2.Систему дополнительного образования:
ü Программа «Введение в мир профессий» (5-6 классы).
ü Спецкурсы : «Программирование на языке Basic».
ü «Я гражданин».
ü Художественное чтение.
ü Коммуникативный английский и казахский языки.
ü Информационная культура.
ü История края.
ü Мультимедийные проекты.
ü Научное общество учащихся.
ü Функциональная стилистика.
ü Психотехнология общения.
ü Скорочтение и другие ( разрабатываются и предлагаются на основе диагностики социального заказа).
Блок 2. ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ( 9КЛАСС)
Главная задача действующей в школе программы является задача постепенного формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих жизненных, в частности профессиональных, планов и перспектив.
При этом конкретный или предполагаемый профессиональный выбор может рассматриваться как самоопределение вообще, а также как одно из упражнений для формирования у ребенка способности к последующим профессиональным выборам, случающимся на протяжении всей жизни человека (непрерывное образование).
Мы представили Вам наш авторский подход к реализации данной задачи в 1 и 2 ступени. Логическим продолжением курса самоопределения на последнем этапе основной школы является непосредственная предпрофильная подготовка.
Цели образовательного процесса в аспекте предпрофильной подготовки:
ü Создание условий для осознанного выбора выпускниками основной школы профиля обучения.
ü Конструирование условий, способствующих формированию культуры самоопределения
Задачи:
ü Расширение представлений об образовательных областях естественно- математического, гуманитарного и технологического цикла.
ü Расширение представлений учащихся об образовательном пространстве ОУ, образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных классов.
ü Расширение представлений учащихся о социальном заказе, о рынке труда, о ВУЗах, ССУЗах, о специальностях.
ü Развитие умений соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным специальностям.
ü Развитие рефлексии,
ü Обучение технологии выбора, сопровождения и изменения образовательного маршрута.
Принципы предпрофильного образования:
- 1. Личностно ориентированная направленность.
- 2. Расширение образовательного пространства школы.
- 3. Обеспечение условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности.
Ожидаемые результаты:
- 1. Осознанный выбор профиля обучения выпускниками основной школы.
- 2. Повышение качества знаний учащихся 9-х классов.
- 3. Обученность учащихся 9-х классов способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.
Оценка эффективности реализации программы предпрофильной подготовки:
- Информированность учащихся 9-х классово значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного социального и профессионального самоопределения.
- Сформированность у учащихся 9-х классов навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.
- Готовность учащихся 9-х классов к выбору дальнейшего обучения в профильных классах или в других учебных заведениях.
- Выбор профиля обучения.
Программа предпрофильной подготовки реализуется через 3 основных модуля:
1 модуль - Человек и профессия.
2 модуль - Профильные пробы.
3 модуль - Технология трудоустройства.
Каждый модуль решает определенные задачи, реализация которых приведет к решению задач всей системы предпрофильной подготовки.
Модуль 2.1 ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ.
Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору, осознанию себя как личности в сфере профессиональной деятельности.
Задачи:
q помочь учащимся определить свои личностные качества и осознать себя как личность в сфере профессиональной деятельности;
q расширить знания о мире профессий, познакомив учащихся с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
q дать знания о содержании деятельности различных типов и подтипов профессий выявить соответствие выбранной профессии собственным способностям и возможностям;
q сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
q подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
q обучить планированию профессиональной карьеры;
q познакомить с качественной и количественной потребностью общества в кадрах, перспективами профессионального становления в условиях региона.
Ожидаемые результаты.
В результате выполнения данных программ учащиеся должны знать:
q подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:журналиста; юриста; менеджера; педагога; психолога; ветеринара; растениевода; эколога; фитодизайнера; секретаря;
q оператора ЭВМ, бухгалтера; чертежника-конструктора; художника, фотографа, реставратора, маляра;
q композитора, настройщика музыкальных инструментов, вокалиста;
q писателя, редактора, корреспондента; артиста;
q водителя автомобиля; слесаря механосборочных работ; инженера; техника вычислительного центра.
q В ходе занятий учащиеся получают представление об основных деловых качествах личности;о конфликтах, причинах и возможностях их преодоления; отребованиях к составлению личного профессионального плана; об основных правилах работы с профессиограммами.
По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление:
q о результатах труда в профессиональной деятельности типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q о перспективах профессионального роста работников данных типов профессий.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
q сравнивать свои предварительные знания о профессиях с результатами практического знакомства с ними;
q определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий; соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;
q работать с профессиограммами профессий, относящихся к разным типам.
Примечание: каждая школа выбирает перечень профессий, соответствующих социальному заказу, кадровым и материально-техническим возможностям своего образовательного учреждения.
План реализации модуля 2.1 «Человек и профессия».
Этап
|
Организационный
|
Сроки
|
Сентябрь
|
Администрация
|
1.Изучение нормативной базы.
2.Разработка и утверждение РУП, составление расписания, распределение нагрузки.
3.Локальные акты по организации предпрофильной подготовки.
4. Информирование учащихся и родителей.
|
Учитель
|
1.Разработка УМК курсов по выбору.
2. Выявление одаренных и способных учащихся по предмету.
|
Классный руководитель
|
1. Сбор информации с применением метода независимых характеристик.
2. Разработка плана работы.
3. Информирование учащихся и родителей.
|
Психолог
|
1.Психолого-педагогическое обследование школьника.
2.Анкетирование, тестирование.
3.Обработка данных и их интерпретация.
|
Социальный педагог
|
1.Уточнение банка данных на социальный статус учащихся.
2.Индивидуальная работа
|
Медицинский работник
|
1.Обследование состояния здоровья.
2.Разработка УММ по теме «Профессия и здоровье»
|
Этап
|
Формирующий
|
Сроки
|
Октябрь
|
Администрация
|
1.Организация методического и диагностического сопровождения предпрофильной подготовки.
2.Организация работы годичной рабочей группы учителей .
3.Разработка системы оценки и мониторинга качества знаний учащихся по прикладным курсам и курсам по выбору
|
Учитель
|
1.Разработка системы оценки и мониторинга качества знаний учащихся по прикладным курсам и курсам по выбору
|
Классный руководитель
|
1.Оформление портфолио, рабочих тетрадей «Познаю себя»
2.Разработка личной профессиональной перспективы учащихся.
3. Профориентационные игры «Пришельцы», «Три судьбы» и др.
|
Психолог
|
1.Организация работы клуба «Познай себя»
2. Разработка темы №1 «Познавательные процессы и способности личности»
|
Социальный педагог
|
1.Учет и контроль условий жизни в малообеспеченных семьях.
2.Индивидуальное консультирование.
3.Правовое воспитание
|
Медицинский работник
|
1.Составление медицинских рекомендаций к профессиям.
|
Этап
|
Формирующий
|
Сроки
|
Ноябрь
|
Администрация
|
1.Текущий контроль уровня преподавания курсов по выбору, деятельности участников процесса.
2.Мониторинг деятельности годичной группы учителей.
3.Работа ВПГ «Образовательное пространство предпрофильной подготовки»
|
Учитель
|
1.Освоение интерактивных форм обучения и организации УВП, системы оценки учебных достижений предпрофильной школы
|
Классный руководитель
|
1.Информационная работа:
Ориентирование в мире профессий
Активизирующий опросник «Перекресток»
( Профессии, получаемые на пересечении предметов и средств труда.)
|
Психолог
|
1 Работа клуба «Познай себя»
2. Разработка темы №2 «Психология личности. Азбука характера».
3. Индивидуальные беседы и консультации с учащимися и их родителями ( по результатам курса «Познай себя»
|
Социальный педаг
|
1.Перспективы жизненного пути подопечных.
2. Осуществление защиты прав детей, находящихся под опекой.
|
Медицинский работник
|
Консультации с родителями и учащимися на предмет соответствия здоровья и требований, предъявляемых к выбранной профессии.
|
Этап
|
Формирующий
|
Сроки
|
Декабрь
|
Администрация
|
1.Текущий контроль уровня преподавания курсов по выбору, деятельности участников процесса.
2.Мониторинг деятельности годичной группы учителей.
3.Работа ВПГ «Образовательное пространство предпрофильной подготовки»
4. Коррекция
|
1.Методическая неделя:
Творческая мастерская. «Предпрофильная подготовка. Находки. Решения»
|
Учитель
|
1. Анализ степени удовлетворенности учащихся содержанием уровнем преподавания и организацией предпрофильной подготовки
|
Классный руководитель
|
1. Активизирующий опросник « Будь готов»
|
1.Учебные экскурсии на предприятия города.
2.Ролевая игра- конкурс «Престижная
профессия»
|
Психолог
|
- Работа клуба «Познай себя»
- Разработка темы №3 «Межличностное общение.
Деловое конструктивное общение.
|
Социальный педагог
|
1. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
|
Медицинский работник
|
1. Медосмотр.
2.Консультации с родителями и учащимися на предмет соответствия здоровья и требований, предъявляемых к выбранной профессии
|
Этап
|
Формирующий
|
Сроки
|
Январь
|
Администр.
|
1. Методическое обеспечение УВП.
2. Посещение занятий с целью изучения системы работы учителя.
3. Текущий контроль уровня преподавания и уровня реализации задач модуля.
|
Учитель
|
1. Коррекция программ курсов по выбору.
2.Рефлексия.
3.Методическая разработка «Эффективные формы организации УВП в преподавании курса
|
Классн. руковод.
|
1. Работа клуба «Познай себя»
2. Разработка темы №4.
«Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы».
3.Работа с родителями. Индивидуальное консультирование.
|
Пси холог
|
Социальный педагог
|
1. Анализ возможностей получения профессионального образования учащихся малообеспеченных семей.
2. Работа с органами социальной защиты
|
Этап
|
Итоговый
|
Сроки
|
Февраль
|
Администр.
|
1. Методическое обеспечение УВП.
2. Посещение занятий с целью изучения системы работы учителя.
3. Итоговый контроль уровня реализации задач модуля.
|
Учитель
|
1.Защита работ учащихся по курсу.
2. Презентация методических разработок «Эффективные формы организации УВП в преподавании курса».
|
Классн. руковод
|
1. Работа клуба «Познай себя»
2. Разработка темы №5 «Типы профессий. Матрица выбора профессии»
3 Тематические встречи с людьми разных профессий.
4. Деловая игра «Ярмарка профессий»
|
Психолог
|
Социальный педагог
|
1. Анализ возможностей получения профессионального образования учащихся малообеспеченных семей.
2. Работа с органами социальной защиты
|
Медицинский работник
|
Итоги и анализ состояния здоровья учащихся 9 классов.
|
Модуль 2.2. ПРОФИЛЬНЫЕ ПРОБЫ.
Профильная проба - это образовательное пространство, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профиля обучения. В процессе пробы у подростка актуализируются имеющиеся знания и представления о конкретной сфере профессиональной деятельности, формируется представление о себе как субъекте этой деятельности. В основу проб положены идеи профессора Фукуями, согласно которым проба выступает едва ли не самым важным этапом профориентации, в ходе которого ребенок пытается соотнести характер выбранного профиля со своими желаниями, способностями, возможностями.
Содержание проб определяется тремя аспектами: ситуативным, технологическим и функциональным, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профиля.
Ситуативный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретенных в процессе профориентационной работы.
Технологический аспект характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень готовности учащихся к освоению определенных профессиональных умений. Задания этого аспекта включают упражнения на отработку приемов работы орудиями труда, используемыми в определенной профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.
Функциональный аспект - задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности, установки и мотивы, определяющие направленность ребенка на эту деятельность.
В соответствии с этими аспектами мы условно разделили пробы на 3 основные сферы деятельности человека:
1.ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК.
2.ЧЕЛОВЕК- ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИЯ.
3. ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА
Пробы организуются в ходе предпрофильной подготовки.
Цель модуля 2.2 «Профильные пробы»- содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, отличающимися друг от друга ведущим предметом труда.
Задачи:
q познакомить учащихся с основными требованиями, которые предъявляют к качествам человека различные типы профессий;
q познакомить учащихся с действиями, наиболее характерными для различных типов профессий; способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям;
q помочь учащимся выявить их склонности и способности к профессиям какой-либо сферы или, наоборот, несоответствие выбранному типу профессий;
q способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению используя систему профессиональных проб;
q способствовать формированию способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
В результате выполнения данных программ учащиеся должны знать:
q подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:журналиста; юриста; менеджера; педагога; психолога; ветеринара; растениевода; эколога; фитодизайнера; секретаря; оператора ЭВМ, бухгалтера; чертежника-конструктора; художника, фотографа, реставратора, маляра; композитора, настройщика музыкальных инструментов, вокалиста; писателя, редактора, корреспондента; артиста; водителя автомобиля; слесаря механосборочных работ; инженера; техника вычислительного центра.
В ходе занятий учащиеся получают представление об основных деловых качествах личности;о конфликтах, причинах и возможностях их преодоления; отребованиях к составлению личного профессионального плана; об основных правилах работы с профессиограммами.
По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление:
q о результатах труда в профессиональной деятельности типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q о перспективах профессионального роста работников данных типов профессий.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
q сравнивать свои предварительные знания о профессиях с результатами практического знакомства с ними;
q определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
q соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;
q работать с профессиограммами профессий, относящихся к разным типам.
Примечание: каждая школа выбирает перечень профессий, соответствующих социальному заказу, кадровым и материально-техническим возможностям своего образовательного учреждения.
План реализации модуля 2.2. «Профильные пробы»
Этап
|
Организационный
|
Сроки
|
Февраль (параллельно с итоговым 1 модуля )
|
Администрация
|
Анализ возможностей города по обеспечению профессиональных проб на предприятиях и в учреждениях
1. Определить круг профессий.
3.Разработка плана проведения профессиональных проб.
|
Классный руководитель
|
1.Определение профильных групп по типы предполагаемой профессии.
|
Психолог
|
1 Диагностика учащихся с целью определения типа профессии (по методике Б.Климова)
|
Этап
|
Формирующий
|
Сроки
|
Март
|
|
Тип деятельности «Человек – Человек»
«Когда общение становится профессией»
|
Админист рация
|
1.Определение целевой группы «Человек-человек» по результатам диагностики.
2. Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам
|
Учитель
|
Классн. руковод.
|
1. Презентация проектов участников целевой группы « Человек-человек»
« Хочу-могу»
2.Деловая игра- конкурс по реализации проектов.
|
Психолог
|
1. Презентация проектов участников целевой группы « Человек-человек»
« Хочу-могу»
2.Деловая игра- конкурс по реализации проектов.
|
|
Тип деятельности «Человек – Техника»
«Техника без тайн». «С любой информацией на «ты»
|
Администр
|
1.Определение целевой группы «Человек-техника» по результатам диагностики.
2.Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам
|
Учител
|
Классн. руковод
|
1. Конкурс «Рационализатор»
- Выставка проектных работ учащихся (МУПК и школа)
-
- Викторина « Техника без тайн»
Конкурс на лучший учебный фильм «В мире профессий» (информатика»)
|
Психолог.
|
Этап
|
Формирующий
|
Сроки
|
Апрель
|
|
Тип деятельности «Человек – Природа»
«Создание красоты. Гармония»
|
Администр.
|
1. Определение целевой группы «Человек-природа» по результатам диагностики.
2.Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам
|
Учитель
|
Классн. руковод.
|
1.Защита социально направленных проектов «Человек и природа».
2. Творческая игра «Портрет»
3. Конкурс на лучший учебный фильм «В мире профессий» (информатика)
|
Психолог
|
|
Тип деятельности «Человек – Техника»
«Техника без тайн». «С любой информацией на «ты»
|
Администр
|
1.Определение целевой группы «Человек-техника» по результатам диагностики.
2.Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам
|
Учитель
|
Классн. руковод
|
5. Конкурс «Рационализатор»
- Выставка проектных работ учащихся (МУПК и школа)
- Викторина « Техника без тайн»
- Конкурс на лучший учебный фильм «В мире профессий» (информатика»)
|
Психолог
|
Этап
|
ИТОГОВЫЙ
|
Сроки
|
Апрель
|
Админ.
|
1.Анализ диагностических и аналитических материалов.
2.Оформлеие методических материалов.
3.Определение профиля.
|
Все участники процесса
|
1.Составление плана профессионального самоопределения
|
Модуль 2.3. ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА.
Цель: содействие профессиональному самоопределению путем обучения учащихся технологиям поиска работы и трудоустройства.
Задачи:
q сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях;
q способствовать формированию практических умений по поиску, анализу и систематизации информации о наличии вакансий на рынке труда;
q сформировать навыки самопрезентации;
q дать учащимся информацию о состоянии современного регионального рынка труда.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
q сущность и содержание понятия «трудоустройство», а также понятий, производных и связанных с ним; задачи, которые необходимо решить в процессе трудоустройства;
q понятие «рынок труда»;
q понятие «занятость граждан»;
q понятие «безработица»;виды безработицы;
q понятие «вакансия на рынке труда»;
q правила конкурентной борьбы;
q методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда;
q способы поиска работы;
q виды и функции негосударственных посреднических фирм;
q сущность и задачи государственной службы занятости;
q возможные пути размещения объявлений о вакансиях; понятие «самопрезентация»;
q понятие «резюме»; правила составления резюме; правила поведения при собеседовании; виды документов, необходимых при приеме на работу;
q понятие «трудовой договор»;условия заключения трудового договора;формы заключения трудовых договоров;
q понятие «конфликт»; виды конфликтов; пути предотвращения и разрешения конфликтов;
q понятие «адаптация»; виды адаптации; способы адаптации; понятие «эффект первого впечатления»;
q пути профессионального роста; формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
q владеть навыками взаимодействия с рынком труда;
q формулировать задачи, требующие решения в процессе трудоустройства;
q понимать причины возникновения новых общих требований к работнику на современном рынке труда;
q находить и анализировать информацию о наличии вакансий на рынке труда;
q осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы; работать с текстами объявлений о вакансиях;
q владеть навыками самопрезентации;
q определять виды конфликтов; различать типы конфликтного поведения людей в конкретных жизненных ситуациях; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
q работать с текстом Закона о труде; различать виды и определять способы адаптации;
q осознавать необходимость самообразования и повышения квалификации для профессионального роста;
q пользоваться основными понятиями темы при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней
Реализовать качественно модуль «Технология трудоустройства» возможно лишь в режиме сотрудничества со специалистами городской службы трудоустройства, инспекции по труду, юристами.
Примечание. Данный модуль может быть реализован и в 11 классе в рамках курса по выбору.
План реализации модуля 2.3. «Технология трудоустройства»
Содержание работы
|
Форма реализации
|
Кол-во часов
|
Коррекция
(заполняется в ходе реализации)
|
1.Сущность и содержание понятия «трудоустройство», а также понятий, производных и связанных с ним; задачи, которые необходимо решить в процессе трудоустройства.
Понятия:
q «рынок труда»;
q «занятость граждан»;
q «безработица»;виды безработицы;
q «вакансия на рынке труда»;
|
Лекция
|
1,5 ч
|
|
- Правила конкурентной борьбы.
Методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда.
Способы поиска работы.
Виды и функции негосударственных посреднических фирм.
Сущность и задачи государственной службы занятости.
|
Лекция
|
1,5 ч
|
|
3.Возможные пути размещения объявлений о вакансиях; понятие «самопрезентация».
Понятие «резюме»; правила составления резюме; правила поведения при собеседовании; виды документов, необходимых при приеме на работу.
Понятие «трудовой договор»;условия заключения трудового договора;формы заключения трудовых договоров.
|
Лекция
|
1,5 ч
|
|
4.Понятие «конфликт»; виды конфликтов; пути предотвращения и разрешения конфликтов.
Понятие «адаптация»; виды адаптации; способы адаптации; понятие «эффект первого впечатления».
Пути профессионального роста; формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
|
Лекция
|
1,5 ч
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
|
|
1,5 ч
|
|
Примечания.
1.Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
2.Педагогическому коллективу школы, приступая к реализации программы, необходимо тщательно изучить задачи, поставленные конкретно перед каждым участником процесса предпрофильной подготовки и добиться личностного уровня их реализации, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя.
Учебно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки.
Реализация предпрофильной подготовки осуществляется на основе школьного и ученического компонента учебного плана, а также через систему воспитательной работы школы и работу классного руководителя.
В школьном методическом кабинете имеется банк программ, и дорабатываются УМК курсов по выбору. Каждая программа является основой учебно-методического комплекса, включающего в себя также рабочую тетрадь для учащихся, методические рекомендации для учителя, CD-диск, создается видеотека с иллюстративными материалами по основным темам курса.
Школьный и ученический компоненты РУП (предпрофильная подготовка).
|
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
|
Профильные курсы
|
Недельная нагрузка
|
9 класс
|
10 класс
|
11 класс
|
1.
|
Математика
|
1
|
по РУП
профильного обучения
выбранного направления профилизации
|
по РУП
профильного обучения
выбранного направления профилизации
|
2.
|
Информатика
|
1
|
|
Курсы по выбору.
|
|
1.
|
Стандарты перспективных работ на рынке труда.
|
1
|
2.
|
Культура быта.
|
1
|
3.
|
Интегрированный курс общественных наук.
|
1
|
4.
|
Практикум по химии.
|
по выбору
|
5..
|
Практикум по физике
|
по выбору
|
6.
|
Страноведение.
|
по выбору
|
7.
|
Приемы деловых коммуникаций.
|
по выбору
|
8.
|
Психология общения.
|
по выбору
|
9.
|
Информационно- коммуникационные технологии .
|
1
|
10.
|
Избранные вопросы математики
|
1
|
11.
|
Психотехнология общения
|
по выбору
|
12.
|
Как писать проект.
|
по выбору
|
13.
|
Основы предпринимательства
|
по выбору
|
|
Итого
|
7
|
Примечание. Курсы по выбору могут меняться в соответствии с запросами учащихся. Поэтому в школе должен быть банк УМК запрашиваемых курсов, который постоянно обновляется и пополняется.
Вопрос организации УВ процесса в предпрофильных классах (так же, как и в профильных) требует тщательного осмысления и поиска новой модели, альтернативной классно-урочной системе, а скорее интегрированной, сочетающей традиционную и групповую. В настоящий момент в связи с несогласованностью рекомендаций вышестоящих ОО по использованию вариативного и индивидуального компонента РУП и других объективных и субъективных причин реализация новой модели организации учебного процесса ставит ряд пока неразрешимых вопросов.
В нашей школе на данном этапе это решается следующим образом:
1. Предпрофильная подготовка учащихся старших классов основной ступени обеспечивается школьным и ученическим компонентами РУП через профильные, профориентационные курсы и курсы по выбору непосредственно в школе и в городском межшкольном учебно-производственном комбинате
2.В условиях школы в 9-х классах для реализации названного компонента выделяется один день в неделю.
3. Значительная часть задач, поставленных программой предпрофильной подготовки, решается через систему воспитательной работы школы и работу классного руководителя.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЕМ.
Рефлексивный блок.
Диагностика и самопознание.
|
Информационный блок.
Профессиональное просвещение.
Образовательные области
|
Практический блок.
|
УЧИТЕЛЬ
|
- Профессионально – психологическая диагностика
- Диагностика эмоционального сгорания учителя.
- Диагностика способности к инновационной деятельности.
- Диагностика успешности личности учителя.
Мониторинг профессиональной деятельности учителя
|
1. Методическая учёба.
2 Работа предметных лабораторий.
3. ВПГ:
ü Разработка УМП курсов по выбору. Технологизация процесса обучения в предпрофильных и профильных классах.
ü Информатизация учебного процесса.
4.Методическое объединение классных руководителей.
5.Электронные рабочие портфели.
6.Медиатека и библиотека
7.Конкурсы.
8.Банк методических материалов
« В помощь учителю»
|
1.Профильные курсы
2.Курсы по выбору
3.КТД
4.Профориентационные игры 5.Экономические игры
6.Тематические классные часы
7.Индивидуальные консультации
8. Курс профессионального самоопределения.
9. Создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута.
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
РОДИТЕЛИ
|
- Удовлетворённость уровнем преподавания школьных предметов.
- Выбор дальнейшего пути получения образования для ребёнка.
- Ценностная ориентация.
|
ü Тематические родительские собрания.
ü Консультации для родителей.
|
1.Встречи с преподавателями и мастерами ЛТК
2. Встречи со специалистами
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Технологическое обеспечение предпрофильного обучения.
При обосновании выбора педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития обучающихся необходимо учитывать несколько факторов.
Цели образовательного процесса в аспекте предпрофильной подготовки:
ü Создание условий для осознанного выбора выпускниками основной школы профиля обучения.
ü Конструирование условий, способствующих формированию культуры самоопределения
Задачи:
ü Расширение представлений об образовательных областях естественно- математического, гуманитарного и технологического цикла.
ü Расширение представлений учащихся об образовательном пространстве ОУ, образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных классов.
ü Расширение представлений учащихся о социальном заказе, о рынке труда, о ВУЗах, ССУЗах, о специальностях.
ü Развитие умений соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным специальностям.
ü Развитие рефлексии,
ü Обучение технологии выбора, сопровождения и изменения образовательного маршрута.
Принципы предпрофильного образования:
- 1. Личностно ориентированная направленность.
- 2. Расширение образовательного пространства школы.
- 3. Обеспечение условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности.
Приведенная ниже таблица использования технологий в образовательной среде нашей школы позволяет проследить все названные факторы.
1ступень. Школа развития
По организационным формам
|
По типу управления познавательной деятельностью
|
По подходу к ребенку
|
По преобладающему методу.
|
- Классно-урочная.
- Индивидуальные (инклюзивное образование).
- Групповые.
- Дифференцированное.
- КСО.
|
- Обучение по книге.
- Система малых групп.
- НОУ.
- Личностно ориентированное.
- Гуманно-личностные
- Сотрудничество.
- Объяснительно-иллюстративныеРазвивающие.
- Диалогические.
- Информационные
- Игровые.
|
|
|
2ступень. Самоопределение.
3ступень. Предпрофильная подготовка.
Действующие технологии
|
5-9 классы
|
10-11 классы
|
1. Модульная технология. Блочно-модульный подход.
|
+
|
+
|
2.Обучеие на основе знаковых моделей
|
+
|
+
|
3.RWST
|
+
|
+
|
4. Метод проектов
|
+
|
+
|
5. Дидактические игры.
|
+
|
+
|
6. Работа в малых группах
|
+
|
+
|
7. Работа в парах сменного состава
|
+
|
+
|
8 .Проблемное обучение
|
+
|
+
|
9. Технологии мультимедиа.
|
+
|
+
|
10. Дебаты.
|
+
|
+
|
11. Исследовательское обучение
|
+
|
+
|
12. Дистанционное обучение информатике
|
+
|
+
|
Перечисленные технологии являются ведущими и в предпрофильной подготовке, и профильном обучении.
Главные принципы построения образовательного пространства предпрофильной подготовки и профильного обучения в нашей школе представлены в следующей схеме:
ПОДГОТОВКА----------------------------------ОПЫТ-------------------------ДЕМОНСТРАЦИЯ
Образовательное и воспитательное пространство, предоставляющее учащимся возможность представлять результаты своего труда.
|
|
|
|
|
|
Учебное пространство, формирующее базовые навыки деятельности в предмете и технике получения опыта (навыки деятельности в
предмете и технике)
получения опыта.
|
|
|
|
Внеурочное пространство, представленное разнообразием форм, методов, средств деятельности учащихся
|
|
|
Пространство демонстрации представлено в школе следующими формами:
- Фестиваль мультимедийных проектов.
- Научно- практические конференции НОУ.
- Интеллектуальные дистанционные и региональные игры.
- Дебаты.
- Интеллектуальный марафон (сквозной).
- Участие в тестировании «Акбота», « Русский медвежонок», ЗМШ, «Золотое руно» и т. п.
- Конкурсы сочинений.
- Интеллектуальные городские игры «Великолепная пятерка»
- Школьная газета « Эпицентр»
- Творческие конкурсы
- Социальная практика.
В построении образовательного пространства ПОДГОТОВКИ – ОПЫТА - ДЕМОНСТРАЦИИ главным условием является системный подход, который в нашей школе обеспечивается единством образовательного, воспитательного блоков и системой психолого-педагогического сопровождения.
Блок 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки решает задачи диагностики учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения, оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Указанные цели определяют следующие направления диагностики:
1.Диагностика учебной сферы:
ü Мотивация учения.
ü Удовлетворенность уровнем и содержанием образования учащимися и их родителями.
ü Социальный заказ учащихся и родителей.
ü Уровень сформированности основных учебно-познавательных компетенций.
ü Потенциал ученика (анкета для учителей-предметников)
2.Диагностика личности:
ü Определение типов темперамента ( методика Тимченко, Шапарь)
ü Методика «Тип мышления»
ü Методика «Эрудит»
ü « Профессионально-личностный тип» тест Гольдана.
ü Уровень сформированности ценностных ориентаций (методика Круглова)
3.Диагностика профессиональной и профильной направленности.
ü Анкетирование:
Выбор дальнейшего пути получения образования.
Твои профессиональные намерения.
Осведомленность о профессиях.
Мотивы выбора профессии.
ü Карта интересов (методика Голомштока)
ü За и против (методика Пряжникова)
ü ДДО ( по классификации Климова)
ü Профессионально важные личностные качества.
ü Составление личного профессионального плана (методика Пряжникова)
ü Составление плана профессионального самоопределения.
Литература
- Государственная программа развития образования в республике Казахстан на 2005 – 2010 годы.
- Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования республики Казахстан.
- Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. – Санкт-Петербург, 2005.
- Воронина Е.В. Профильное обучение: Модели организации, управленческое и методическое сопровождение. – Москва, 2006.
- Кузьмина И.В. Из опыта профильного обучения. // Администратор в казахстанской школе. – 2006, - № 1.
- Муканова С.Д. Стандартизация среднего общего образования республики Казахстан: контекст, условия и проблемы. – Алматы, 2006.
- Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты». // Директор школы. – 2005, - № 6.
- Материалы республиканского семинара – совещания 5 мая 2005 г.// Под ред. Джадриной М.Ж. – Алматы: КАО, 2005 г.
- Материалы республиканского семинара – тренинга «Профильное обучение в школе: нормативно-организационное обеспечение»
- Н.В.Колодий, Е.И. Мишутина. Формирование готовности к самоопределению школьников в условиях профильного обучения.
11.Н.В. Немова. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). 3,2006.
12.Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. М., 1997.
13.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
14.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера, М., 1991.
15.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.
16.Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998.
17.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2004.
18.Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта. М., 1998.
19.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
20.Мир профессий. М., 1988.
21.Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского. М., 1993
22. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
23.Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). М., 1993.
24.Пекелис В.Д. Как найти себя. М., 1989.
25. Журнал «Директор школы», № 3, 2006 .