Портал СШ №6


Программа экспериментальной работы
Вебмастер Lis-Edu.Kz 13:27 14 ноября 2012 г. Просмотров: 8274

Программа  экспериментальной работы по внедрению  профильного обучения  в старших классах в ГУ «Средняя школа № 6» отдела образования города Лисаковска.

  1. Паспорт программы.

1.1  .Наименование программы -  «Организация профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Естественно-математическое направление профилизации».

1.2  . Основание для разработки программы – Закон Республики Казахстан « Об      образовании»,   Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы,  приказ Департамента образования Костанайской области №126 от 23.03.2006г.,  приказ Лисаковского городского отдела образования №92 от 03.04.2006г. «Об утверждении областной экспериментальной площадки по профильному  обучению в условиях  12 – летней школы»,  инструктивно-методическое письмо Департамента образования Костанайской области по вопросам организации экспериментального обучения.

 

1.2.1.Состояние проблемы на  начало эксперимента.

В  2001 году  в рамках модели личностно ориентированной развивающей системы обучения   администрацией школы была разработана модель предпрофильной подготовки  и переходная модель профилизации обучения в старших классах. В  школьном  компоненте учебного плана  9-х, затем  10-х, 11-х классов  учащимся предлагались профильные предметы  математика,  информатика, дистанционный курс «WEB  – конструирование», «WEB – программирование» и  курсы по выбору: интегрированный курс общественных наук, стандарты перспективных работ на рынке труда, культура быта (технология), коммуникативный английский и казахский языки, практикум по физике, химии, психология общения,  история религий, сочинения разных жанров, основы журналистики и другие. Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения, мониторинг и диагностика обеспечивают   обоснованный  выбор профиля обучения  и безболезненный переход  на профильное обучение.

1.2.3. Вид  эксперимента. Формирующий.

1.3. Этапы эксперимента.

Подготовительный

2000-2004годы

Практический

2004-2005год  (в режиме инновации)

2006-2007год (апрель-май)

( в режиме реализации  государственной образовательной программы )

Аналитический

2007 год (май-август)

1.Анализ образовательной деятельности школы, возможностей расширения образовательного пространства через школьный компонент учебного плана.

2.Постановка и осмысление проблемы.

3.Поиск  путей решения.

4. Разработка переходной модели профилизации в старших классах.

1.Отработка переходной модели профилизации в старших классах.

2.Представление модели на областном фестивале инновационных идей.

3.Обобщение наработанного опыта, осмысление новых условий развития модели.

4. Разработка программы эксперимента.

 

1.Анализ хода эксперимента и  полученных результатов.

2.Соотнесение с целями эксперимента.

3.Обобщение результатов эксперимента.

 

 

 

1.4. Разработчик  -  ГУ «Средняя школа № 6» отдела образования города Лисаковска.

 

1.5. Объект исследования.  Старшая ступень школы в условиях отдельного общеобразовательного учреждения.

 

1.6. Цель. Разработка модели профильного обучения в старших классах на уровне  отдельного общеобразовательного учреждения.

 

1.7. Задачи:

  • апробировать формы и организационную модель профильного  обучения на уровне отдельного общеобразовательного учреждения;
  • апробировать базисный учебный план, новые программы, учебники, методические пособия для учителя по профильному обучению;
  • разработать и апробировать  подходы к оценке качества   подготовки  обучающихся;
  • апробировать предложенную проектом схему финансирования профильного обучения;
  • определить  условия для развития социальных компетенций выпускника;
  • разработать механизм психолого-педагогического сопровождения процесса личностного и профессионального самоопределения ученика;
  • отработать механизмы реализации  профиля  в условиях массовой школы и сопровождения воспитывать патриотизм, толерантность, высокую культуру, стремление  к непрерывному образованию.

 

1.8. Гипотеза.

Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологической  и социальной комфортности каждой личности, предоставляет возможности для творческой деятельности самореализации и самоопределения обучаемого, то будут сформированы основания для продолжения образования:

  • базовый общеобразовательный уровень (мировоззренческая картина, культурные основания для восприятия теоретических курсов);
  • более высокий по сравнению с традиционной школой уровень развития ключевых компетенций;
  • определены  жизненные перспективы, связанные с профессиональным самоопределением.

1.9.Ожидаемые результаты.

 В результате эксперимента будут апробированы государственные программы, учебные и методические пособия  профильных курсов естественно-математического направления.

Разработаны и апробированы :

  • УМП курсов по выбору, прикладных курсов;
  • организационная  модель профильного  обучения на уровне отдельного общеобразовательного учреждения;
  • система  оценки  качества   подготовки  обучающихся в профильных классах;
  • система  диагностики  УВП  в  старших классах;
  • определен механизм зачисления в профильные классы.

2.0.  Критерии оценки ожидаемых результатов.

Основными критериями эффективности эксперимента являются:

  • соответствие  действий и результатов утвержденным приоритетам, основным направлениям программы развития образования в Республике Казахстан:
  • научная и практическая значимость результатов;
  • уровень подтверждения гипотезы.

 

2.1. Содержание профильного образования  и его осуществление.

Ведущей идеей реформы среднего общего образования в Республике Казахстан является развитие  образовательной системы  через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства.  Программы профильного обучения «…разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования» (Из Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы)

Продолжительность обучения в старшей школе 2 года. Старшая школа способствует формированию целостной мировоззренческой позиции, проектированию своего будущего, поиску путей достижения своих целей, обеспечивает среднее общее образование, которое является базовым для получения высшего профессионального образования.

В базисном учебном плане предусмотрено введение профильно-дифференцированного обучения, которое в зависимости  от потребностей личности, общественности может быть организовано в двух направлениях: естественно-математическом и  общественно-гуманитарном. На старшей ступени 12-летней школы развитие склонностей и способностей учащихся,  их личностное и профессиональное  самоопределение осуществляется через профильные курсы,  различные курсы по выбору и механизм психолого-педагогического сопровождения. Итогом реализации программы является высокий уровень  обученности  и социализации выпускников, 96% их числа  успешно обучаются в вузах Казахстана и России.

 

2.2.Основные направления  экспериментальной работы.

2.2.1.Совершенствование содержания  профильного образования:

  • координация содержания  профильного обучения;
  • разработка программ  прикладных курсов и курсов по выбору;
  • отработка учебно-методических комплексов нового поколения по учебно-математическому профилю.

 

2.2.2.Технологизация профильного обучения:

  • внедрение и отработка инновационных технологий  и  методик, имеющих тренинговую,  поисково-исследовательскую  направленность и обеспечивающих решение  задач профильного обучения;
  • развитие системы дистанционного обучения;
  • базовое использование компьютерных технологий.

 

2.2.3. Построение образовательного пространства профильного обучения:

  •  разработка системы оценки  достижений учащихся на старшей ступени  обучения;
  •  разработка  и апробирование альтернативной формы организации учебного процесса в старшей школе.
  • развитие образовательного пространства « подготовка - опыт- демонстрация»

2.2.4. Работа с кадрами.

  • повышение уровня развития ключевых компетенций в модели современного учителя;
  • осмысление новой парадигмы образования;
  • совершенствования  системы психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя.

2.2.5.      Работа с родителями.

  • Разработка системы эффективной поддержки родителями профессиональных устремлений их детей.
  • Роль социального заказа  и рынка труда в  выборе родителями профиля обучения  своих детей.

 

 

3.1. Механизм  реализации  программы эксперимента.

 

Направления деятельности

Форма реализации

Сроки

 Исполнители

Совершенствование содержания профильного обучения

1.

Разработка УМП  прикладных курсов:

 

  • Интернет-технологии;
  • математические методы в экономике;
  • бизнес-математика;
  • основы экспериментального обучения.

Курсов по выбору:

  • компьютерная графика и дизайн;
  • Flash-технологии;
  • теория пределов;
  • дифференциальные и интегральные исчисления;
  • основы генетики;
  • геология;
  • трудные вопросы орфографии;
  • история в лицах и числах;
  • история религий;
  • основы журналистики;
  • психология общения.

 

 

 

 

УМП ( бумажный и электронный вариант)

Март-август

Учителя-предметники

 

Болотова С.А.

 

Матайс Т.В.

 

 

 

 

Крепс И.А.

Болотова С.А.

Матайс Т.В.

Бойко Г.С.

Чувашова А.И.

Воронкова Л.А.

 

Жуматова Ж.З.

 

Гайт А.В.

Сушко М.Ю.

 

Гайт А.В.

.

 

2.

Анализ программ, изучение УМП профильных курсов.

Методические рекомендации по адаптации программ в школе.

Август

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,  Белякова В.М. - зам.директора по УВР,  

Учителя-предметники, руководители ПЛ ЕМЦ

 ( Бойко Г.С., Крепс И.А. )

3.

Анализ соответствия учебно- материальной базы школы требованиям программ профильных курсов.

Электронный банк учебных и методических материалов 

Август- сентябрь

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, 

руководители ПЛ ЕМЦ

 ( Бойко Г.С., Крепс И.А. )

4.

Разработка системы электронно-методического сопровождения профильного обучения.

Схема использования компьютерной техники учителями и учащимися профильных классов.

Май - март

Белякова В.М. - зам.директора по УВР,  

Учителя-предметники, Болотова С.А.

5.

Изготовление рабочих тетрадей, учебных пособий для учащихся по курсам по выбору.

 Обеспеченность пособиями  учащихся профильных классов.

Сентябрь

Болтушенко А.А.- учитель трудового обучения, Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.

 

 

 

6.

Разработка системы мониторинга и диагностики  УМП профильного обучения

Банк мониторинга и диагностики

Август - сентябрь

Белякова В.М. - зам.директора по УВР,  

Гайт А.В.- психолог

Технологизация профильного обучения:

 

1.

Определить круг участников эксперимента

 

Апрель

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.

2.

Определение условий, необходимых для проведения эксперимента.

План работы

 

 

3.

Интерактивные формы и методы обучения

 Индивидуальный и групповой тренинг

Август- май

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Болотова С.А.

4.

Метод проектов

План работы МС школы

Август- май

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,

Кураторы проектов. Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.

5.

Исследовательское обучение

План работы МС школы

Октябрь- апрель

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,

Воронкова Л.А., Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.

 

 

 

 

6.

Компьютерные технологии

Мультимедийные проекты учащихся и учителей. 

Электронные УМП по профильным предметам и курсам по выбору.

Октябрь- апрель

Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными. Болотова С.А.- учитель информатики,  Мурзабекова О.В.- учитель информатики.

 

 

 

 

 

Построение образовательного пространства профильного обучения  

 

 

 Совершенствование образовательного пространства школы по схеме ПОДГОТОВКА-ОПЫТ-ДЕМОНСТРАЦИЯ

1.

Конкурс моделей организации учебного процесса  в профильной школе.

 

Научно-практическая  конференция

Май

Руководители ПЛ.

 

2.

Разработка организационно-педагогической модели профильных классов.

Организационно-педагогическая модель профильных классов.

Май- август

 Зеленская Л.К.- директор школы, Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,  Белякова В.М. - зам.директора по УВР. 

Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.

 

 

 

 

 

 

3.

Обеспечение деятельности и развития пространств ОПЫТА и ДЕМОНСТРАЦИИ.

 

Сентябрь- май

 Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными, Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.

Работа с кадрами.

1.

Повышение уровня развития ключевых компетенций в модели современного учителя.

 

 

 

 

План МС школы

Май- июнь

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,

руководители ПЛ.

2.

Совершенствования  системы психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя.

 

Программа

Сентябрь

Гайт А.В.- психолог

Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.

3.

Разработка системы  мотивации и стимулирования  к профессиональному развитию педагогов.

Программа, план работы МС школы.

Апрель

Зеленская Л.К.- директор школы, Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.

4.

Изучение и апробация методов исследования эффективности экспериментальной деятельности учителя.

Дневник учителя- экспериментатора

сентябрь

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,  учителя-предметники.

               

3.2.Мониторинг  эксперимента.

Цель:

1.Выявление педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента на этапе его реализации.

2.Накопление банка передового опыта.

 

 

 

Направление мониторинга

 Формы и методы

Сроки

Ответственные

1.

Уровень сформированности базовых  познавательных и социальных компетенций учащихся.

Действующая система мониторинга и контроля качества знаний предметов обязательных образовательных областей.

Портфолио учащихся и учителя.

Система оценки  достижений учащихся  (школьный компонент учебного плана )

Сентябрь         (вступительный).

Декабрь  (промежуточный).

Апрель (итоговый).

Белякова  В.М. - зам.директора по УВР. 

Гайт А.В.- психолог.

Учителя-предметники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Обученность и обучаемость  по профильным предметам.

 

Создание банка  мониторинга и диагностики.

 

 

Анкетирование, тестирование, сравнительный анализ, социометрия.

 

Сентябрь

 

 

 

Октябрь, январь, май.

Гайт А.В.- психолог.

Учителя-предметники.

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.

 

3.

Динамика уровня технологизации процесса.

Рейтинг, самооценка.

Ноябрь, март.

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.

 

 

 

 

4.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения

Анкетирование, тестирование, сравнительный анализ.

Февраль.

Гайт А.В.- психолог.

 

5.

Эффективность действующей модели организации учебного процесса.

Причинно-следственный анализ.

Декабрь

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.

6.

Динамика уровня развития технологических компетенций учителя.

Обобщение составляющих характеристик.

Ноябрь- апрель

Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.

7.

Создание портфолио эксперимента.

Портфолио эксперимента.

Сентябрь-2007 года.

Все участники эксперимента.

Работа с родителями .

1.

Разработка системы эффективной поддержки родителями профессиональных устремлений их детей.

 

Программа.

Октябрь- декабрь

Гайт А.В.- психолог.

Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.

2.

Спецкурс для родителей «Поможем детям выбрать профессию»

Семинары

Октябрь- декабрь

Гайт А.В.- психолог.

Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.

           

 

 

 

 

3.3.. Оформление результатов эксперимента.

1. Компьютерная презентация  результатов исследования .

2. Сборник материалов  по модели профильного  обучения в старших классах.

4.0. Участники  эксперимента  и их обязанности.

 

Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2012 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.
История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход