Программа экспериментальной работы по внедрению профильного обучения в старших классах в ГУ «Средняя школа № 6» отдела образования города Лисаковска.
- Паспорт программы.
1.1 .Наименование программы - «Организация профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Естественно-математическое направление профилизации».
1.2 . Основание для разработки программы – Закон Республики Казахстан « Об образовании», Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, приказ Департамента образования Костанайской области №126 от 23.03.2006г., приказ Лисаковского городского отдела образования №92 от 03.04.2006г. «Об утверждении областной экспериментальной площадки по профильному обучению в условиях 12 – летней школы», инструктивно-методическое письмо Департамента образования Костанайской области по вопросам организации экспериментального обучения.
1.2.1.Состояние проблемы на начало эксперимента.
В 2001 году в рамках модели личностно ориентированной развивающей системы обучения администрацией школы была разработана модель предпрофильной подготовки и переходная модель профилизации обучения в старших классах. В школьном компоненте учебного плана 9-х, затем 10-х, 11-х классов учащимся предлагались профильные предметы математика, информатика, дистанционный курс «WEB – конструирование», «WEB – программирование» и курсы по выбору: интегрированный курс общественных наук, стандарты перспективных работ на рынке труда, культура быта (технология), коммуникативный английский и казахский языки, практикум по физике, химии, психология общения, история религий, сочинения разных жанров, основы журналистики и другие. Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения, мониторинг и диагностика обеспечивают обоснованный выбор профиля обучения и безболезненный переход на профильное обучение.
1.2.3. Вид эксперимента. Формирующий.
1.3. Этапы эксперимента.
Подготовительный
2000-2004годы
|
Практический
2004-2005год (в режиме инновации)
2006-2007год (апрель-май)
( в режиме реализации государственной образовательной программы )
|
Аналитический
2007 год (май-август)
|
1.Анализ образовательной деятельности школы, возможностей расширения образовательного пространства через школьный компонент учебного плана.
2.Постановка и осмысление проблемы.
3.Поиск путей решения.
4. Разработка переходной модели профилизации в старших классах.
|
1.Отработка переходной модели профилизации в старших классах.
2.Представление модели на областном фестивале инновационных идей.
3.Обобщение наработанного опыта, осмысление новых условий развития модели.
4. Разработка программы эксперимента.
|
1.Анализ хода эксперимента и полученных результатов.
2.Соотнесение с целями эксперимента.
3.Обобщение результатов эксперимента.
|
1.4. Разработчик - ГУ «Средняя школа № 6» отдела образования города Лисаковска.
1.5. Объект исследования. Старшая ступень школы в условиях отдельного общеобразовательного учреждения.
1.6. Цель. Разработка модели профильного обучения в старших классах на уровне отдельного общеобразовательного учреждения.
1.7. Задачи:
- апробировать формы и организационную модель профильного обучения на уровне отдельного общеобразовательного учреждения;
- апробировать базисный учебный план, новые программы, учебники, методические пособия для учителя по профильному обучению;
- разработать и апробировать подходы к оценке качества подготовки обучающихся;
- апробировать предложенную проектом схему финансирования профильного обучения;
- определить условия для развития социальных компетенций выпускника;
- разработать механизм психолого-педагогического сопровождения процесса личностного и профессионального самоопределения ученика;
- отработать механизмы реализации профиля в условиях массовой школы и сопровождения воспитывать патриотизм, толерантность, высокую культуру, стремление к непрерывному образованию.
1.8. Гипотеза.
Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологической и социальной комфортности каждой личности, предоставляет возможности для творческой деятельности самореализации и самоопределения обучаемого, то будут сформированы основания для продолжения образования:
- базовый общеобразовательный уровень (мировоззренческая картина, культурные основания для восприятия теоретических курсов);
- более высокий по сравнению с традиционной школой уровень развития ключевых компетенций;
- определены жизненные перспективы, связанные с профессиональным самоопределением.
1.9.Ожидаемые результаты.
В результате эксперимента будут апробированы государственные программы, учебные и методические пособия профильных курсов естественно-математического направления.
Разработаны и апробированы :
- УМП курсов по выбору, прикладных курсов;
- организационная модель профильного обучения на уровне отдельного общеобразовательного учреждения;
- система оценки качества подготовки обучающихся в профильных классах;
- система диагностики УВП в старших классах;
- определен механизм зачисления в профильные классы.
2.0. Критерии оценки ожидаемых результатов.
Основными критериями эффективности эксперимента являются:
- соответствие действий и результатов утвержденным приоритетам, основным направлениям программы развития образования в Республике Казахстан:
- научная и практическая значимость результатов;
- уровень подтверждения гипотезы.
2.1. Содержание профильного образования и его осуществление.
Ведущей идеей реформы среднего общего образования в Республике Казахстан является развитие образовательной системы через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства. Программы профильного обучения «…разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования» (Из Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы)
Продолжительность обучения в старшей школе 2 года. Старшая школа способствует формированию целостной мировоззренческой позиции, проектированию своего будущего, поиску путей достижения своих целей, обеспечивает среднее общее образование, которое является базовым для получения высшего профессионального образования.
В базисном учебном плане предусмотрено введение профильно-дифференцированного обучения, которое в зависимости от потребностей личности, общественности может быть организовано в двух направлениях: естественно-математическом и общественно-гуманитарном. На старшей ступени 12-летней школы развитие склонностей и способностей учащихся, их личностное и профессиональное самоопределение осуществляется через профильные курсы, различные курсы по выбору и механизм психолого-педагогического сопровождения. Итогом реализации программы является высокий уровень обученности и социализации выпускников, 96% их числа успешно обучаются в вузах Казахстана и России.
2.2.Основные направления экспериментальной работы.
2.2.1.Совершенствование содержания профильного образования:
- координация содержания профильного обучения;
- разработка программ прикладных курсов и курсов по выбору;
- отработка учебно-методических комплексов нового поколения по учебно-математическому профилю.
2.2.2.Технологизация профильного обучения:
- внедрение и отработка инновационных технологий и методик, имеющих тренинговую, поисково-исследовательскую направленность и обеспечивающих решение задач профильного обучения;
- развитие системы дистанционного обучения;
- базовое использование компьютерных технологий.
2.2.3. Построение образовательного пространства профильного обучения:
- разработка системы оценки достижений учащихся на старшей ступени обучения;
- разработка и апробирование альтернативной формы организации учебного процесса в старшей школе.
- развитие образовательного пространства « подготовка - опыт- демонстрация»
2.2.4. Работа с кадрами.
- повышение уровня развития ключевых компетенций в модели современного учителя;
- осмысление новой парадигмы образования;
- совершенствования системы психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя.
2.2.5. Работа с родителями.
- Разработка системы эффективной поддержки родителями профессиональных устремлений их детей.
- Роль социального заказа и рынка труда в выборе родителями профиля обучения своих детей.
3.1. Механизм реализации программы эксперимента.
№
|
Направления деятельности
|
Форма реализации
|
Сроки
|
Исполнители
|
Совершенствование содержания профильного обучения
|
1.
|
Разработка УМП прикладных курсов:
- Интернет-технологии;
- математические методы в экономике;
- бизнес-математика;
- основы экспериментального обучения.
Курсов по выбору:
- компьютерная графика и дизайн;
- Flash-технологии;
- теория пределов;
- дифференциальные и интегральные исчисления;
- основы генетики;
- геология;
- трудные вопросы орфографии;
- история в лицах и числах;
- история религий;
- основы журналистики;
- психология общения.
|
УМП ( бумажный и электронный вариант)
|
Март-август
|
Учителя-предметники
Болотова С.А.
Матайс Т.В.
Крепс И.А.
Болотова С.А.
Матайс Т.В.
Бойко Г.С.
Чувашова А.И.
Воронкова Л.А.
Жуматова Ж.З.
Гайт А.В.
Сушко М.Ю.
Гайт А.В.
.
|
2.
|
Анализ программ, изучение УМП профильных курсов.
|
Методические рекомендации по адаптации программ в школе.
|
Август
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Белякова В.М. - зам.директора по УВР,
Учителя-предметники, руководители ПЛ ЕМЦ
( Бойко Г.С., Крепс И.А. )
|
3.
|
Анализ соответствия учебно- материальной базы школы требованиям программ профильных курсов.
|
Электронный банк учебных и методических материалов
|
Август- сентябрь
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,
руководители ПЛ ЕМЦ
( Бойко Г.С., Крепс И.А. )
|
4.
|
Разработка системы электронно-методического сопровождения профильного обучения.
|
Схема использования компьютерной техники учителями и учащимися профильных классов.
|
Май - март
|
Белякова В.М. - зам.директора по УВР,
Учителя-предметники, Болотова С.А.
|
5.
|
Изготовление рабочих тетрадей, учебных пособий для учащихся по курсам по выбору.
|
Обеспеченность пособиями учащихся профильных классов.
|
Сентябрь
|
Болтушенко А.А.- учитель трудового обучения, Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.
|
6.
|
Разработка системы мониторинга и диагностики УМП профильного обучения
|
Банк мониторинга и диагностики
|
Август - сентябрь
|
Белякова В.М. - зам.директора по УВР,
Гайт А.В.- психолог
|
Технологизация профильного обучения:
|
1.
|
Определить круг участников эксперимента
|
|
Апрель
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
2.
|
Определение условий, необходимых для проведения эксперимента.
|
План работы
|
|
|
3.
|
Интерактивные формы и методы обучения
|
Индивидуальный и групповой тренинг
|
Август- май
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Болотова С.А.
|
4.
|
Метод проектов
|
План работы МС школы
|
Август- май
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,
Кураторы проектов. Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.
|
5.
|
Исследовательское обучение
|
План работы МС школы
|
Октябрь- апрель
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,
Воронкова Л.А., Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.
|
6.
|
Компьютерные технологии
|
Мультимедийные проекты учащихся и учителей.
Электронные УМП по профильным предметам и курсам по выбору.
|
Октябрь- апрель
|
Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными. Болотова С.А.- учитель информатики, Мурзабекова О.В.- учитель информатики.
|
|
|
|
|
|
Построение образовательного пространства профильного обучения
|
|
Совершенствование образовательного пространства школы по схеме ПОДГОТОВКА-ОПЫТ-ДЕМОНСТРАЦИЯ
|
1.
|
Конкурс моделей организации учебного процесса в профильной школе.
|
Научно-практическая конференция
|
Май
|
Руководители ПЛ.
|
2.
|
Разработка организационно-педагогической модели профильных классов.
|
Организационно-педагогическая модель профильных классов.
|
Май- август
|
Зеленская Л.К.- директор школы, Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Белякова В.М. - зам.директора по УВР.
Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.
|
3.
|
Обеспечение деятельности и развития пространств ОПЫТА и ДЕМОНСТРАЦИИ.
|
|
Сентябрь- май
|
Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными, Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.
|
Работа с кадрами.
|
1.
|
Повышение уровня развития ключевых компетенций в модели современного учителя.
|
План МС школы
|
Май- июнь
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР,
руководители ПЛ.
|
2.
|
Совершенствования системы психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя.
|
Программа
|
Сентябрь
|
Гайт А.В.- психолог
Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.
|
3.
|
Разработка системы мотивации и стимулирования к профессиональному развитию педагогов.
|
Программа, план работы МС школы.
|
Апрель
|
Зеленская Л.К.- директор школы, Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
4.
|
Изучение и апробация методов исследования эффективности экспериментальной деятельности учителя.
|
Дневник учителя- экспериментатора
|
сентябрь
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, учителя-предметники.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.Мониторинг эксперимента.
Цель:
1.Выявление педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента на этапе его реализации.
2.Накопление банка передового опыта.
|
Направление мониторинга
|
Формы и методы
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Уровень сформированности базовых познавательных и социальных компетенций учащихся.
|
Действующая система мониторинга и контроля качества знаний предметов обязательных образовательных областей.
Портфолио учащихся и учителя.
Система оценки достижений учащихся (школьный компонент учебного плана )
|
Сентябрь (вступительный).
Декабрь (промежуточный).
Апрель (итоговый).
|
Белякова В.М. - зам.директора по УВР.
Гайт А.В.- психолог.
Учителя-предметники.
|
2.
|
Обученность и обучаемость по профильным предметам.
|
Создание банка мониторинга и диагностики.
Анкетирование, тестирование, сравнительный анализ, социометрия.
|
Сентябрь
Октябрь, январь, май.
|
Гайт А.В.- психолог.
Учителя-предметники.
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
3.
|
Динамика уровня технологизации процесса.
|
Рейтинг, самооценка.
|
Ноябрь, март.
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
4.
|
Эффективность психолого-педагогического сопровождения
|
Анкетирование, тестирование, сравнительный анализ.
|
Февраль.
|
Гайт А.В.- психолог.
|
5.
|
Эффективность действующей модели организации учебного процесса.
|
Причинно-следственный анализ.
|
Декабрь
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
6.
|
Динамика уровня развития технологических компетенций учителя.
|
Обобщение составляющих характеристик.
|
Ноябрь- апрель
|
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
7.
|
Создание портфолио эксперимента.
|
Портфолио эксперимента.
|
Сентябрь-2007 года.
|
Все участники эксперимента.
|
Работа с родителями .
|
1.
|
Разработка системы эффективной поддержки родителями профессиональных устремлений их детей.
|
Программа.
|
Октябрь- декабрь
|
Гайт А.В.- психолог.
Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.
|
2.
|
Спецкурс для родителей «Поможем детям выбрать профессию»
|
Семинары
|
Октябрь- декабрь
|
Гайт А.В.- психолог.
Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.
|
|
|
|
|
|
|
3.3.. Оформление результатов эксперимента.
1. Компьютерная презентация результатов исследования .
2. Сборник материалов по модели профильного обучения в старших классах.
4.0. Участники эксперимента и их обязанности.