ВШК ПО
ГУ « Средняя школа №6» г. Лисаковска.
Общеобразовательная школа является базовым звеном образования, её модернизация предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.
В соответствии с концепцией модернизации образования современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, опыт эмоционально – ценностных отношений.
Одним из существенных этапов в организации обучения - является контроль над знаниями и умениями учащихся. Контроль - фактор, наиболее сильно влияющий на все стороны учебного процесса. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы на уроке как всего класса в целом, так и отдельных учащихся.
ВШК вариативного компонента РУП.
Внутришкольный контроль – одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на её оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе.
При организации контроля за учебно-воспитательной работой в школе администрация пользуется следующими формами:
– обзорный;
– предварительный;
– персональный;
– фронтальный;
– тематический;
– классно-обобщающий;
– предупредительный.
При организации контроля используются устные, письменные и комбинированные методы.
Внутришкольным контролем кроме учебных занятий охвачены: факультативные занятия, прикладные курсы, курсы по выбору.
Контроль и руководство осуществляется посредством:
– посещения уроков, внеклассных мероприятий;
– просмотра классных журналов, тетрадей, дневников учащихся;
– собеседования с учителями и учениками;
– проведения контрольных работ и контрольных срезов на уроках.
Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения требует разработки отдельного блока ВШК, так как данные направления, деятельности ОУ имеет некоторые особенности.
Система внутришкольного контроля профильного обучения состоит из 3 блоков:
- Ресурсное обеспечение профильного обучения (информационное, научно-методическое; кадровое; профильное).
- Организация учебно-воспитательного процесса профильного обучения.
- Результативность профильного обучения.
План-график внутришкольного контроля профильного обучения
Цель контроля
|
Тема проверок
|
Месяц. Субъекты контроля
|
Методы сбора информации
|
|
|
с
|
о
|
н
|
д
|
я
|
ф
|
м
|
а
|
м
|
и
|
и
|
а
|
|
БЛОК 1.
|
1.Ресурсное обеспечение профильного обучения (информационное, научно-методическое; кадровое; профильное)
|
1.1 Проверка состояния информирования родителей и учащихся о системе профильного обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собеседование с классными руководителями; анкетирование учащихся и родителей
|
|
1.2 Проверка комплектования профильных классов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты основной школы, изучение документации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 Проверка программно-методического обеспечения профильного обучения: качества
(программ курсов; календарно-тематического планирования в соответствии с новыми требованиями).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение
документации, заключений метод совета программ прикладных курсов и курсов по выбору.
|
|
1.4 Проверка обеспеченности учащихся профильных классов соответствующими учебниками.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение документации, опрос учащихся, сведения из библиотеки.
|
|
1.5 Проверка планов методической работы учителей профильного обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ планов. Коррекция.
|
|
1.6 Проверка календарно-тематического планирования, планов работы классного руководителя, психологов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение документации.
|
|
1.7 Проверка школьного расписания профильных классов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение расписания.
|
БЛОК 2
|
II. Организация учебно-воспитательного процесса профильного обучения
|
2.1 Проверка посещаемости учащимися прикладных курсов и курсов по выбору.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение; анкетирование; собеседования с учителями
|
|
2.2 Проверка качества преподавания в профильных классах (базовых, профильных и курсов по выбору), реализация компетентностного подхода, освоение новых технологий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение; анкетирование; собеседования с учителями
|
|
2.3 Проверка деятельности методических объединений и психологической службы по сопровождению профильного обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение документации ПЛ; анкетирование
Анализ методических недель.
|
|
2.4. Проверка ведения школьной документации по профильному обучению (классные журналы; журнал прикладных курсов и курсов по выбору).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение документации
|
БЛОК 3.
|
III. Результативность профильного обучения
|
3.1 Проверка выполнения учебных планов и программ профильного обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение документации
|
|
3.2 Проверка освоения учащимися профильных курсов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЕНТ;
Анализ соответствия выбора профилю, социализация личности
|
|
3.3 Проверка результативности прикладных курсов и курсов по выбору.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдения Формы итоговой оценки знаний учащихся.
|
|
3.4 Проверка уровня сформированности практической и мотивационно-ценностной готовности к выбору направления продолжения образования после окончания школы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика.
Анализ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии к плану контроля.
Комментарий №1.
Каждый администратор имеет в своем арсенале достаточное количество различных форм анализа урока, но идеи, заложенные в основу профильного обучения, требуют как новых формы организации занятий, использования новых современных технологий в организации УВП в рамках школьного компонента учебного плана, так и новых подходов к анализу занятий и оценке результатов обучения.
В рамках профилизации среднего (полного) общего образования наряду с классно-урочной реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая поисково-исследовательскую, проектную. Формы учебных занятий – фронтальные, групповые и индивидуальные.
Я коротко остановлюсь на некоторых пунктах плана.
2.2 Проверка качества преподавания в профильных классах (базовых, профильных и курсов по выбору), реализация компетентностного подхода, освоение новых технологий.
Методы отслеживания качества преподавания и эффективности вариативных курсов в профильных классах:
Наблюдение; анкетирование; собеседования с учителям, изучение документации и системы контроля учителя.
Одним из важнейших методов контроля эффективности
курсов вариативной части учебного плана в профильных классах является НАБЛЮДЕНИЕ, которое осуществляется при посещении занятий.
Для организации эффективного, развивающего контроля можно использовать программы посещения занятий ( по Немовой Н.В., + см12-летнее образование, профильное обучение:управленческий инструментарий в помощь методистам, руководителяшкол Авторы-составители: Ардабаева Б К,.Набатникова Т. И.)
Немаловажно четко формулировать цели посещения занятий.
Примеры целей:
- Отслеживание механизма работы учителя по формированию ключевых компетентностей обучающихся.
- Оценивание деятельности учителя по развитию навыков самостоятельной работы обучающихся.
- Определение эффективности реализации технологии обучения в компетентностном образовании.
- Отслеживание деятельности учителя по социализации обучающихся.
- Ознакомление с работой учителя по использованию возможностей занятия для профессиональной направленности обучающихся.
- Оценивание эффективности интерактивных форм и методов организации познавательной деятельности (ОПД), используемых учителем на занятиях.
- Определение системы педагогических действий учителя по формированию исследовательских умений, навыков обучающихся.
- Формы Контроля ЗУН. Развивающий контроль.
Комментарии к плану контроля.
Комментарий №2.
3.2 Проверка освоения учащимися профильных курсов.
Данный аспект контроля наиболее эффективно отслеживается на уровне учителя-предметника и здесь следует отметить некоторые особенности.
Работа ученика в значительной мере определяется тем, какие требования в ходе контроля предъявляет к нему учитель. Достижение всеми школьниками определённых результатов обучения невозможно без их отражения в системе контроля.
Каждый курс должен заканчиваться определённым результатом и его оценкой, но такой оценкой не может быть привычная и общепринятая отметка. Необходима новая система оценки деятельности – качественная.
Такая система оценивания возможна при обучающем контроле, целью которого должно быть обучение самоконтролю и самооценке, благодаря которым школьник становится более защищённым от неверных результатов, поверхностных утверждений, сомнительных обоснований, рискованных предположений, что будет способствовать более глубокому пониманию предмета и науки в целом, формированию убеждённости в том, что сам подвергнул сомнению, понял и, в конце концов, пришёл к выводу, который готов отстаивать в любой ситуации.
Традиционно при контроле проверяются результаты обучения путём проведения самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ, семинаров, дискуссий и пр.
В результате учитель осуществляет индивидуальный тематический учёт, который позволяет вовремя принимать меры по ликвидации пробелов, правильно осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Традиционно система контроля нацелена на проверку обязательных результатов обучения, но не является средством их достижения, отрицательно влияет на взаимоотношения между учителем и учеником, чем снижает успешность в обучении.
Особенностью обучающего контроля является то, что он нацелен не только на определение уровня освоенности материала, на определение сформированности умений и навыков, а так же является “движущей силой” обучения, создаёт стимул к достижению цели и подкрепляет реакции, ведущие к её осуществлению, порождает желание учиться и развиваться, непосредственно является самостоятельным звеном в формировании знаний, умений и навыков.
Именно, эта особенность может дать возможность добиться эффективного использования рабочего времени, для получения наилучшего результата, по достижению целей поставленных перед образованием в период допрофильной,предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Применение обучающего контроля возможно только в условиях глубокой дифференциации учащихся с использование фронтальной, индивидуальной, парной, дифференцированно групповой и звеньевой форм учебной работы.
В ходе учебной деятельности должны быть использованы следующие формы контроля:
а) фронтальный контроль;
б) индивидуальный контроль;
в) взаимоконтроль;
г) самоконтроль;
для реализации, которых должны быть использованы многообразные виды контроля, такие как:
v фронтальный опрос;
v оппонирование;
v самостоятельные работы; контрольные работы;
v зачёты
v презентации
Индивидуальный контроль при использовании обучающего контроля практически не должен изменяться, содержание же остальных форм контроля должно изменяться в соответствии с развитием учебных возможностей учащихся, навыков коллективной работы и уровня учебной мотивации.
На первом этапе использования обучающего контроля, фронтальный контроль над деятельностью учащихся должен осуществляться учащимися всего класса совместно с учителем. Учитель должен осуществлять прямое воздействие на ученический коллектив, определяя единый темп работы, выделяя ошибки, предлагая учащимся объяснять неверность решения или предлагая найти ошибки и исправить, создавая условия для того, чтобы осознание ошибки сопровождалось эмоциями.
Взаимоконтроль должен осуществляться в парах постоянного состава в основном по готовым решениям в виде взаимопроверки.
Самоконтроль учащихся должен осуществляться в процессе выполнения самостоятельных работ содержащих систему последовательно составленных заданий, в которой каждое задание является составляющей частью последующего и к нему предлагается верный ответ, для того, чтобы каждый учащийся при выполнении задания мог сопоставить получившийся ответ с правильным обратить внимание на ошибку.
На втором этапе, использования обучающего контроля, фронтальный контроль должен проводиться в форме оппонирования первого вида (когда ответ учителя или одного из учащихся корректировался несколькими учащимися, т.е. теперь не учитель указывает на ошибки, вынуждает учащихся на деятельность по нахождению ошибки, а сами учащиеся находят и устраняют ошибки, и сначала хаотически, а затем последовательно выстраивают систему оппонирования).
Взаимоконтроль в парах сменного состава по индивидуальному маршруту, заданному учителем.
Самоконтроль по-прежнему должен осуществляться через самостоятельные работы с нарастающей степенью сложности, но они уже должны предлагаться в виде тестов с наличием нескольких ответов, среди которых есть верный, и рекомендациями о причинах возникновения ошибок, планом их устранения.
На третьем этапе, использования обучающего контроля, фронтальный контроль должен проводиться в форме оппонирования второго вида, когда ответы нескольких учащихся оппонируются одним учеником.
Взаимоконтроль осуществляется через решения заданий различными способами и сопоставления ответов. Поиск ошибок осуществляется через взаимопроверку в парах сменного состава. Первоначально учителем организуются дифференцированные звенья, а за тем учащиеся образуют одноуровневые пары. Это возможно путём классификации учебного материала по способам решения и уровню сложности.
Самоконтроль осуществляется через взаимодействие с другими одноклассниками. В процессе передачи информации учащиеся убеждаются в правильности или неправильности своего решения, самостоятельно контролируют и оценивают свою деятельность через обратную связь.
На четвёртом этапе использования обучающего контроля фронтальный контроль должен быть крайне редок, должен проводиться только в случае его актуальности. Взаимоконтроль должен проводиться по – прежнему в парах сменного состава, но теперь пары образуются не по ранее продуманному плану учителя, а по выбору учащихся. Каждый учащийся выбирает уровень сложности заданий, находит себе собеседника способного его понять и дать ему объективную оценку. Для взаимопроверки учащиеся используют весь накопленный ранее опыт проверок.
Самоконтроль осуществляется, как в процессе парной работы, так и в процессе индивидуальной работы, например, при решении тестов обучающего характера, основная идея которых заключается в составлении заданий с нарастающим уровнем сложности по циклической структуре, в процессе решения которых учащийся может самостоятельно найти и классифицировать допущенную ошибку, а так же самостоятельно устранить её, пользуясь ранее усвоенными алгоритмами,
Применение обучающего контроля позволит
v определить уровень подготовленности учащихся;
v систематизировать знания;
v ликвидировать пробелы;
v вывести учащихся на новый более высокий уровень знаний, умений и навыков;
v развить навыки коллективной работы;
v получить своевременную качественную оценку своей деятельности каждому учащемуся;
v организовать учащихся с высокими и высшими возможностями для решения более сложных и творческих задач;
v дать возможность для повышения уровня подготовленности каждого;
v дать возможность сделать объективную самооценку, которая и является единственно значимой оценкой в любой системе образования.
Данная система контроля делает возможной в дальнейшем рейтинговую систему оценки знаний школьника и определения уровня его компетентности, знание которого необходимо при переходе на этап профильной подготовки.
Примером такого контроля может служить рейтинговый контроль знаний , используемый учителем физики Галотон Т.И. при изучении прикладного курса физики.
Контролирующие материалы.
Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Развитие мышления и способностей учащихся должно опираться на конкретные теоретические знания, поэтому необходимо систематически осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся, что позволит выявить наличие практических умений и навыков, установить пробелы в знаниях, регулировать дальнейший ход процесса усвоения знаний.
Формы контроля:
- устный опрос
- отчет о выполнении творческих экспериментальных заданий
- собеседование
- тестирование
Нормы и критерии оценки.
Предлагается рейтинговая система оценки, которая позволяет каждому учащемуся проводить самооценку, учитывая текущую работу, как в школе, так и дома. В рейтинг можно ввести следующее:
1. Работу учащихся в диалоговом режиме на уроке.
2. Свободное обсуждение физических проблем.
3. Объяснение физических явлений.
4. Экспериментальную работу:
- составление плана проведения эксперимента;
- проведение измерений, выполнение расчетов;
- формулировка выводов и анализ.
Использование многокомпонентного рейтинга предполагает введение в общую сумму баллов как оценок-поощрений (за успешную работу), так и оценок-наказаний (за невыполнение в срок требуемых заданий). Рейтинговая система оценки позволяет распределить учащихся по большому количеству уровней, число которых определяется выбором оценочной шкалы. Как итоговые, так и промежуточные максимальные суммы рейтинга должны быть заранее известны учащимся. Это позволяет учителю использовать самооценку учащимися своих возможностей как стимулирующий фактор для повышения успеваемости.
Для отслеживания результатов предлагается заполнять таблицу, составляемую на каждого ученика, для отслеживания успешности освоения курса.
|
Кинематика
|
Динамика
|
Итог
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эксперимент
задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тестовый контроль
|
|
|
|
|
ВИДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ.
- перекрёстные проверки при помощи АРМ “Проверка сайта”;
- анализ погрешностей, обнаруженных в созданных проектах (см. приложение).
Постоянные элементы сайта
|
Навигация
(от 5 до 15 балов)
|
Автор
(от 1 до 5 баллов)
|
Ссылки (от 5 до 15 балов)
|
Главная страница сайта (от 5 до 20 балов)
|
Текст
|
Стиль программирования
(лесенка, выделение HTML –тегов, короткие строки) (от 5 до 15 балов)
|
Цветовая палитра
сайта
|
Общий балл
|
Логотип
(от 1 до 5 баллов)
|
Заголовок
(от 1 до 10 баллов)
|
главное меню
(от 1 до 10 баллов)
|
Идея сайта
(от 1 до 5 баллов)
|
Содержание
(от 1 до 5 баллов)
|
Цвет фона
(от 1 до 5 баллов)
|
Цвет шрифта
(от 1 до 5 баллов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Укажите положительные и отрицательные моменты, обоснуйте свой выбор баллов (для каждого раздела) при анализе данной работы.
|
Анализ проектной работы________________________выполнил______________класс________
(web- сайта) (фамилия, имя)
Автор web-проекта: ___________________________________________________________________________________
Перекрёстные проверки работ.
Перекрёстные проверки работ проходили не внутри одной школы, а, благодаря Интернет, среди однокурсников, распределённых по всему географическому пространству России и стран СНГ, — это дополнительный, очень важный этап обучения. Школьники знакомятся с работами друг друга очень подробно. Выполняя учительскую функцию, дети учатся искать ошибки, пользоваться формальными оценочными критериями
Цель анкетирования: выявить уровень удовлетворенности содержанием и
уровнем преподавания курсов по выбору .
Дата: май 2007
Курс «Основы генетики» Преподаватель Мирошник Н.В. Учащихся -11.
№
|
Вопросы анкеты
|
Да
|
Нет
|
Другое
|
1
|
Понравилось ли тебе работать с курсом?
|
10
|
1
|
|
2
|
Доволен ли ты своими результатами?
|
8
|
2
|
1
|
3
|
Рассказывал ли ты о своей работе с курсом друзьям, родителям, преподавателям?
|
9
|
2
|
|
4
|
Ты испытывал трудности при работе с курсом?
|
4
|
6
|
1
|
5
|
Отметь особенность преподавания данного курса
|
q Использование современной информации.
q Использование электронных учебников.
q Связь теории с практикой.
|
По результатам анкетирования проводится анализ, и принимаются управленческие решения.
Анализ анкет по выявлению удовлетворенности содержанием и уровнем преподавания прикладных курсов и курсов по выбору.
Целевая группа: 11а класс Всего учащихся-21 Участвовали в анкетировании-19
Название курса
|
Кто ведет (ФИО преподавателя)
|
Удовлетворен ( а) ли
|
Предложения ( коррекция)
|
|
|
содержанием
|
уровнем преподавания
|
Прикладные курсы
|
|
ДА
|
НЕТ
|
ДА
|
НЕТ
|
Почему НЕТ
|
Уравнения и неравенства
|
Матайс Т.В.
|
18
|
1
|
17
|
2
|
( Олейникова Ю., Крашенинникова Е «Не морочьте нам голову, пожалуйста))
|
Мультимедиа-технологии
|
Болотова С.Г.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсы по выбору
|
|
|
|
|
|
|
Математическое моделирование
|
Лакида Т.И.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
Интегрированный курс общественных наук
|
Вяткин О.М.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
Трудные вопросы орфографии
|
Дмитриева Т.М.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
|
|
|
|
|
|
Все учащиеся отмечают: нет выбора
|
Причины отсутствия выбора:
|
Управленческие действия:
|
1.Нет часов индивидуального компонента, так как из 3х часов- 1 на физкультуру, 1- на казахский язык В итоге на курсы по выбору остается 1 час.
2. Нет УМК курсов по выбору.
|
1.Индивидуальная работа с Крашенинниковой Е.,Олейниковой Ю.
2.Инициировать предметников ПЛ ЕМЦ по разработке УМК курсов по выбору.
3. Проанализировать возможности приобретения УМК в ИПК.
|
БЛОК 3. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
Примеры справок по итоговому контролю.
Сводная таблица анализа выполнения программ по профильному обучению в 10 классах ( 2007-2008 учебный год) 1 полугодие
Направление профилизации: естественно- математическое.
Профиль: информационно-математический.
Дата: ДЕКАБРЬ 2007
№
|
Название курса
|
Преподаватель
|
Количество
часов
|
Кол-во учащихся
|
Результат
|
Страница в журнале
|
|
Прикладные курсы
|
|
|
10 КЛАСС
|
|
|
1.
|
Математика. Уравнения и неравенства
|
Лакида Т.И.
|
28
|
26
|
|
|
2.
|
Информатика. WEB –конструирование
Дистанционный курс информатике.
|
Болотова С.А
|
14
|
|
|
|
3.
|
Физика. Основы экспериментального обучения
|
Галотон Т.И.
|
17
|
|
|
55-56
|
4.
|
Математика. Математическое моделирование.
|
Лакида Т.И.
|
17
|
|
|
144-147
|
|
Курсы по выбору
|
|
|
|
|
|
1
|
Основы генетики
|
Мирошник Н.В.
|
|
|
|
|
2.
|
Основы геологии
|
Чувашова А.И.
|
15
|
26
|
Зачет. Мульдимедийные проекты
|
128-129
|
3.
|
Трудные вопросы орфографии
|
Дмитриева Т.М.
|
9
|
26
|
|
153
|
4.
|
Как писать проект
|
|
|
26
|
|
|
Анкета по выявлению удовлетворенности содержанием и уровнем преподавания прикладных курсов и курсов по выбору.
Целевая группа: 11а класс Всего учащихся-21 Участвовали в анкетировании-19
Название курса
|
Кто ведет (ФИО преподавателя)
|
Удовлетворен ( а) ли
|
Предложения ( коррекция)
|
|
|
содержанием
|
уровнем преподавания
|
Прикладные курсы
|
|
ДА
|
НЕТ
|
ДА
|
НЕТ
|
Почему НЕТ
|
Уравнения и неравенства
|
Матайс Т.В.
|
18
|
1
|
17
|
2
|
( Олейникова Ю., Крашенинникова Е «Не морочьте нам голову, пожалуйста))
|
Мультимедиа-технологии
|
Болотова С.Г.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсы по выбору
|
|
|
|
|
|
|
Математическое моделирование
|
Лакида Т.И.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
Интегрированный курс общественных наук
|
Вяткин О.М.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
Трудные вопросы орфографии
|
Дмитриева Т.М.
|
18
|
1
|
18
|
1
|
Крашенинникова Е.
|
|
|
|
|
|
|
Все учащиеся отмечают: нет выбора
|
Причины отсутствия выбора:
|
Управленческие действия:
|
1.Нет часов индивидуального компонента, так как из 3х часов- 1 на физкультуру, 1- на казахский язык В итоге на курсы по выбору остается 1 час.
2. Нет УМК курсов по выбору.
|
1.Индивидуальная работа с Крашенинниковой Е.,Олейниковой Ю.
2.Инициировать предметников ПЛ ЕМЦ по разработке УМК курсов по выбору.
3. Проанализировать возможности приобретения УМК в ИПК.
|
Сводная таблица программно-методического обеспечения УВП профильного обучения
Профильное изучение предметов ( естественно - научное направление)
Наименование предмета
|
Название программы прикладного курса или курса по выбору
|
Лицензии
|
Класс, количество часов
|
ФИО (полностью) учителя
|
информатика
|
WEB-конструирование- дистанционный курс обучения информатике. Сетевой университет «Роботландия» г. Переславль- Залесский
Мультимедиа-технологии
|
Сетевой университет «Роботландия» г. Переславль- Залесский
|
9 кл.-1ч.
10кл.-1ч
11кл.-1.
|
Болотова С.А.
|
математика
|
Прикладной курс» Уравнения и неравенства»
|
ОЛС
|
9 кл.-1 ч.
10 кл.-1ч.
11кл.-2ч.
|
Матайс Т.В.
|
|
Математическое моделирование
|
ПЛ
|
10 кл.
|
Лакида Т.И.
|
физика
|
Основы экспериментального обучения (физика)
|
ГЭС
|
10-11 кл.
|
Галотон Т.И.
|
география
|
Основы геологии
|
ОЛС
|
10-11кл.
|
Чувашова А.И.
|
биология
|
Основы генетики
|
ГЭС
|
10 кл.
|
Бойко Г.С.
|
Профильное изучение предметов (социально-гуманитарное направление)
Наименование предмета
|
Название программы курса по выбору
|
МС
|
Класс, количество часов
|
ФИО (полностью) учителя
|
экономика
политология
|
Интегрированный курс общественных наук (На данный момент школа расширяет рамки курса с целью внедрения в учебный процесс комплексной программы «Достижения молодых»)
|
МС
|
9 кл.-1ч.
11 кл.-0,5 ч.
|
Вяткин О.М.
|
|
Основы журналистского мастерства (выпускается школьная газета)
|
|
9-11 кл.-2ч.
|
Сушко М.А.
|
русский язык
|
Трудные вопросы орфографии
|
ПЛ
|
10-11 кл
|
Дмитриева Т.М.
|
общеразвивающие
|
Как писать проект
|
МС
|
9-10 кл.
|
Гайт А.В.
|
самоопределение
|
Курс « Познаю себя»
|
МС
|
9-10 кл
|
Чернова А.Ю.
|
|
Технология трудоустройства.
|
|
|
|
Справка по итогам качества преподавания в профильных классах.
Объект контроля: прикладные курсы ЕМЦ
- Математика « Уравнения и неравенства» Учитель Матайс Т.В.
- Физика « Основы Экспериментального обучения" Учитель Галотон Т.И.
- Информатика «WEB –конструирование с элементами программирования»
Методы контроля:
- Наблюдения
- Беседы
- Аналитические материалы.
Сроки: февраль-март 2009
В преподавании прикладных и профильных курсов используются следующие формы организации УП:
ФИО учителя
|
Формы организации обучения
|
Технологии
|
Бойко Г.С.
|
- Беседа.
- Семинар.
- Диспут.
- Конференция.
- Экскурсия.
- Презентация.
- Практическая работа- исследование
- Информационные.
- Модульная.
|
|
Галотон Т.И.
|
- ОИ
- Лекция.
- Практико-ориентированные( наблюдения, эксперимент, конструирование.
- Презентация (модель, прибор, реферат)
|
- Информационные (документ-камера, видео-клипы)
- Модульная.
- Проектные.
|
Лакида Т.И
|
- Семинар.
- Интернет-сайт.
- Информационные ( в рамках возможностей мультимедийного кабинета)
|
|
Матайс Т.В.
Болотова С.А.
|
- Практическая работа- исследование
- Семинар.
Дистанционное обучение
|
- Информационные.
- Модульная.
- Информационные.
|
1.4 Проверка уровня сформированности практической и мотивационно-ценностной готовности к выбору направления продолжения образования после окончания школы.
Данный аспект носит контрольно-диагностический характер.
В практике нашей школы – это диагностика профильного и профессионального выбора, уровень социализации выпускников.
По итогам трудоустройства и профессионального выбора выявляется процент соответствия профиля школы и профиля послешкольного образования.
Анализ трудоустройства выпускников 11х классов 2007-2008 учебного года.
Цель анализа:
1 Результативность профильной подготовки
2. Уровень соответствия выбранного направления профилизации, заявленному и определенному в процессе диагностики.
3. Уровень социализации выпускников.
Методы анализа:
- Изучение профессиональных намерений и результатов трудоустройства.
- Анализ результатов диагностики.
- Социологический опрос.
1.Изучение профессиональных намерений и результатов трудоустройства:
- Соответствие предварительному профессиональному выбору – 95%
- Соответствие выбранных профессий направлению ЕМЦ– 81%
- Чувствуют себя комфортно в новом социуме - 87 % выпускников 2007-2008 учебного года ( по итогам соц опроса)
Примерные программы посещения уроков
Программа 1
Цель: отслеживание механизма работы учителя по формированию ключевых компетентностей обучающихся
- Разрешающие возможности урока для формирования ключевых компетентностей;
- Создание ситуаций, побуждающих обучающегося самостоятельно определять проблему, планировать действия по её разрешению, осуществлять саморефлексию;
- Использование заданий, требующих работу с различными источниками информации;
- Обеспечение условий для продуктивного взаимодействия обучающегося с учителем, одноклассниками (диалоговые формы, групповая работа, презентация «продукта» деятельности и др.)
Программа 2
Цель: оценивание деятельности учителя по развитию навыков самостоятельной работы обучающихся
- Отслеживание качества условий для успешной организации самостоятельной работы: моральных, материально-технических, дидактических и др.;
- Определение места самостоятельной работы на уроке;
- Определение эффективности видов самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности;
- Организация самостоятельной деятельности обучающихся: инструктаж, выполнение по образцу, использование алгоритма, самостоятельное определение действий самими обучающимися и др.;
- Отражение результатов самостоятельной работы в портфолио, учебном процессе, интеллектуальных конкурсах и др. Объективность оценивания самостоятельной деятельности обучающихся
Программа 3
Цель: оценивание эффективности работы учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке
- Выполнение учителем санитарно-гигиенических норм: расстановка мебели, температурный режим, использование наглядностей и др.;
- Наличие оптимального объёма и структурирования учебного материала (т.е. неспособствующего перегрузке обучающихся);
- Обеспечение различных видов и смены деятельности обучающихся.
- Создание благоприятного морально-психологического климата на уроке;
- Организация работы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамент, тип восприятия и др.).;
Программа 4
Цель: определение эффективности реализации технологии обучения в компетентностном образовании
- Определение качества диагностичной цели и диагностического инструментария, позволяющего объективно и однозначно замерить уровень достижения результата, причин отставания обучающегося;
- Оценивание проектирования учебного процесса определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- Определение роли обучающегося и роли учителя как равноправных субъектов образовательного процесса;
- Обеспечение учителем продуктивной коммуникации, помощи обучающемуся в осознании и осмыслении своего потенциала;
- Оценивание методов, приёмов, средств обучения используемых на уроке, их способствование формированию компетентной личности;
- Осуществление обратной связи на уроке
Программа 5
Цель: отслеживание деятельности учителя по социализации обучающихся
- Обеспечение условий для самореализации и самоопределения обучающихся в различных видах деятельности;
- Наблюдение за обучающимися: умение формировать поведенческую линию в процессе коллективных, групповых форм организации познавательной деятельности;
- Использование возможностей урока для формирования целостного мировоззрения как системы взглядов на окружающую действительность;
- Создание ситуаций, побуждающих обучающегося применять жизненный опыт
Программа 6
Цель: ознакомление с работой учителя по использованию возможностей урока для профессиональной направленности обучающихся
- Определение возможностей предмета, содержания учебного материала в профессиональной ориентации обучающихся;
- Оценивание эффективности форм и методов работы, направленных на расширение знаний обучающихся о профессиях;
- Создание ситуаций или использование заданий, побуждающих обучающихся осознанно самоопределиться в выборе будущего содержания образования
Программа 7
Цель: оценивание эффективности интерактивных форм и методов организации познавательной деятельности (ОПД), используемых учителем на уроках
- Определение соответствия интерактивных форм и методов ОПД содержанию урока, их развивающего потенциала;
- Отслеживание качества взаимодействия участников образовательного процесса: обучающийся – учитель, обучающийся – обучающийся, обучающийся – группа, группа – группа, учитель – группа;
- Обеспечение комфортных условий для работы в интерактивном режиме;
- Оценивание продуктов деятельности в результате сотрудничества, взаимодействия субъектов УВП;
- Определение механизма достижения позитивных результатов с помощью интерактивных форм, методов и факторов, сдерживающих достижение цели урока
Программа 8
Цель: определение системы педагогических действий учителя по формированию исследовательских умений, навыков обучающихся
- Определение места, значения, сущности исследовательского обучения в процессе преподаваемого предмета;
- Определение качества подготовки обучающихся к выполнению задания–исследования: доступность инструктажа, психологическая готовность, дидактическое сопровождение, владение соответствующей терминологией и др.;
3. Отслеживание степени самостоятельности обучающихся, их интереса в процессе исследования;
4. Обеспечение условий для представления результатов исследования