Требования к современному уроку
|
Как сказал классик, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. Если первые два показателя счастья, по большому счету, зависят от самого человека, то любое мало-мальски масштабное путешествие подчас сопровождается такой бюрократией, что все положительные эмоции от поездки оказываются перечеркнуты. Если вы планируете путешествовать в страны Восточной Европы и, в частности, на Украину, а также проводите там суммарно более трех месяцев в полугодии, вам имеет смысл задуматься о получении вида на жительство, и сайт Elionorum как нельзя лучше поможет вам в этом. Посетив его, вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы и сможете путешествовать с большим комфортом.
Дидактические материалы к конструированию и анализу урока
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.
11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).
13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.
15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
учет возрастных особенностей;
учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещенность;
критические точки усвояемости.
Время |
1-4 мин. |
5-23 мин. |
23-34 мин. |
35-45 мин. |
Усвояемость |
60 % |
80 % |
45-60 % |
6 % |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
(по Высоцкой С.И.)
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УРОКА
Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего занятия.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление знаний и способов действий.
7. Обобщение и систематизация знаний.
8. Контроль и самопроверка знаний.
9. Подведение итогов занятия.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.
Структурные элементы учебного занятия
№ пп |
Этапы |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
1 |
Организация начала занятия |
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2 |
Проверка выполнения домашнего задания |
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 |
Подготовка к основному этапу занятия |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5 |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6 |
Закрепление знаний и способов действий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7 |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей |
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8 |
Контроль и самопровер-ка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9 |
Подведение итогов занятия |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы |
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока.
Классификация типов уроков, разработанных на ФППК МГПУ:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Закрепления новых знаний.
3. Комплексного применения знаний.
4. Обобщения и систематизации знаний.
5. Проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.
Конструирование уроков различного типа:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний:
1 - 3 - 4 - 5 - 9 - 10
2. Закрепления новых знаний:
1 - 2 - 3 - 6 - 7 - 9 - 10
3. Комплексного применения знаний:
1- 2 - 6 - 7 - 8 - 9
4. Обобщения и систематизации знаний:
1 - 3 - 7 - 8 - 9
5. Проверки, оценки и коррекции знаний:
1 - 2 - 8 - 9 - 10
Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии с темой урока и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.
Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.
В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям.
В.Гузеев выделяет следующие методы обучения:
1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
2. программированное обучение;
3. эвристический;
4. проблемный;
5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).
Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ пп |
Основные группы методов обучения |
Основные подгруппы методов обучения |
Отдельные методы обучения |
1. |
Методы стимулирования и мотивации учения |
1.1. Методы формирования интереса к учению 1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении |
Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. |
2. |
Методы организации и осуществления учебных действий и операций |
2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): словесные методы наглядные методы аудиовизуальные методы практические методы 2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) 2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями |
Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.). Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др. |
3. |
Методы контроля и самоконтроля |
3.1. Методы контроля |
Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля. |
Основные принципы отбора методов:
1. Соответствие принципам обучения.
2. Соответствие учебному содержанию.
3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.
4. Учет реальных возможностей учащихся.
5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.
6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.
7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ
МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
задание учащимся на раскодирование алгоритма;
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
предъявление учащимся конфликтного примера.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ
ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
задание учащимся с несформулированным вопросом;
задание с избыточными данными;
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
(По Высоцкой С.И.)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1. Фронтальная (коллективная)
2. Групповая:
2.1. бригадная;
2.2. звеньевая;
2.3. кооперированно-групповая;
2.4. дифференцированно-групповая.
3. Парная.
4. Индивидуальная:
4.1. индивидуализированная;
4.2. индивидуализированно-групповая.
СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ
1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.
2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.
3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.
4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.
5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.
Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения.
Требования к самостоятельной работе (СР):
1. Наличие конкретной цели.
2. Наличие конкретного задания.
3. Четкая форма выражения результата СР.
4. Определение формы проверки СР.
5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.
6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока.
7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).
8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
(По Шамовой Т.И.)
Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность по достижению дидактической цели урока.
Содержание объектов наблюдения |
Предмет, класс и фамилии учителей, у которых посещались уроки |
|
|
Иванова С.И., математик 5 кл. |
Сидорова В.И., историк 7 кл |
1 |
2 |
3 |
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа: при проверке домашнего задания (время); при подготовке к усвоению новых знаний (время); при изучении нового (время); при закреплении (время). 4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа? репродуктивный (время); частично-поисковый (время); исследовательский (время). 6. Формы организации самостоятельной работы: общеклассная; групповая; парная; индивидуальная. 7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока. |
|
|
+ реализовано полностью
реализовано частично
- не реализовано.
ЦЕЛОСТНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(по Бабанскому Ю.К.)
Идейно-нравственная воспитанность, общественно-политическая и трудовая активность школьника.
Отношение к учению, познавательная активность.
Ведущие интересы и склонности.
Интеллектуальное развитие (умение выделять главное, существенное в изучаемом, самостоятельность мышления).
Навыки учебного труда, умение учиться (планирование учебной работы в школе, умение самостоятельно пополнять свои знания, самоконтроль в учении, темп работы).
Развитие волевых качеств.
Эстетическое развитие, культурный кругозор.
Физическое развитие, состояние здоровья.
Поведение, сознательность дисциплины.
Воспитательные влияния семьи, сверстников по месту жительства.
По каким предметам надо наладить успеваемость.
Какие стороны воспитанности нуждаются в особом улучшении.
Доминирующие причины слабой успеваемости или недостаточной воспитанности.
На основе приведенной программы изучения отдельных школьников формируется программа оценки возможностей класса (на трех уровнях - высоком, среднем, низком):
Типичный уровень общественно-политической и трудовой активности класса.
Уровень положительного отношения к учению.
Типичный уровень познавательной активности.
Доминирующий уровень учебной подготовленности класса.
Типичный уровень учебной работоспособности класса.
Уровень учебной дисциплинированности класса.
Типичный уровень культурного кругозора учащихся класса (начитанности и т.п.).
Типичный темп работы класса.
Уровень сформированности ученического коллектива (единство целей, наличие общественного мнения, взаимопомощь).
Изучение отдельных школьников и класса в целом осуществляется путем систематических наблюдений, анализа письменных работ, специальных бесед с учащимися и родителями.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Учебно-организационные:
умение организовывать учебный труд;
умение организовывать свою познавательную деятельность;
умение участвовать в коллективной познавательной деятельности.
2. Информационные:
умение рационально читать;
умение работать с учебником, справочной литературой;
библиотечно-библиографические знания и умения;
умение пользоваться аудио-визуальными средствами.
3. Учебно-интеллектуальные:
умение формировать приемы диалектического и формально-логического мышления.
4. Коммуникативные:
умение пользоваться речью: монологической, диалогической;
умение слушать и слышать;
умение участвовать в дискуссии;
умение пользоваться различными видами письменной речи.
Урок надо строить с учетом принципов научной организации труда (НОТ) и учить основам НОТ:
Умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока.
Умению оборудовать рабочее место.
Умению оптимизировать технику личного труда.
Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Внутриклассная индивидуализация учебной работы. Комбинация основных форм индивидуализации учебной работы.
Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их способностей.
Дифференциация объема учебного материала, степени сложности, степени помощи.
НЕДОСТАТКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
УРОКА В ШКОЛЕ
Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
Запланированное время |
Содержание урока (план) |
Фактически израсходованное время |
2 мин. 6 мин. 7 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 6 мин. 1 мин. 2 мин. |
Организация урока Проверка знаний: а) задания на доске б) вопросы для устных ответов: 1. Причины возникновения народничества 2. Взгляды народников Проверка заданий на доске Обобщение. Изложение нового материала. Задание: Чем объяснить изменение тактики народников на разных этапах? 1. “Хождение в народ”. 2. “Земля и воля” (работа с документом). 3. “Переход к террору”. 4. “Народная воля”. Задание на дом Проверка задания |
1,5 мин. 5 мин. 6 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 4 мин. 8 мин. 5 мин. 6,5 мин. 1 мин. 2 мин. |
45 минут |
ИТОГО: |
45 минут |
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
1. Общая оценка урока:
а) урок достиг цели,
б) достиг частично,
в) не достиг цели.
При необходимости дается оценка реализации принципов обучения.
2. На основе самоанализа урока учителем руководитель оценивает знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков.
3. Анализ и оценка правильности выбора триединой дидактической цели (ТДЦ).
4. Оценка типа урока, его структуры, выделения главного этапа, на котором в основном определялся успех (неудача) в достижении цели урока.
5. Оценка каждого этапа урока, исходя из уровня решения на каждом этапе ТДЗ через анализ ее взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся.
Цель - соотнести запланированный учителем результат с реальным и определить причины успеха или неудачи.
6. Оценка правильности выбора методов обучения и, прежде всего, доминирующего характера деятельности учащихся (репродуктивного, частично-поискового, исследовательского), определение соответствия метода обучения этому характеру деятельности, а значит, содержанию и задаче этапа, реализация основных функций методов обучения.
7. Оценка выбора форм организации учебно-познавательной деятельности, их адекватности методам обучения, учебному содержанию и ТДЗ этапа.
8. Вскрытие и оценка взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе с дидактическими задачами других этапов и выяснение влияния каждого этапа на достижение дидактической цели урока.
9. Логическое обобщение и ответ на вопрос, что способствовало достижению ТДЦ урока или тормозило: желательно, по возможности, показать, как развивалось внимание учащихся, интерес к содержанию и процессу обучения, чувство долга и ответственности.
10. Формулировка конкретных предложений (что прочитать, над чем работать и т.д.), определение (в случае необходимости) срока повторной встречи для беседы или времени посещения урока.
Такой подробный анализ нужен, когда:
Идет обучение этой методике.
Изучается лучший опыт.
В случае конфликта с учителем.
Руководитель хочет показать возможности урока.
Системный анализ - один из путей выявления резервов урока, преодоления формализма в оценке труда учителя.
(по Конаржевскому Ю.А.)
ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИЗА УРОКА
Цель анализа сформулирована четко и осмысленно.
Программа наблюдения поставлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой.
В процессе анализа выделяются составные части урока - этапы или дидактические моменты, определяются, какой из них в зависимости от ТДЦ урока является типообразующим, а какие будут условиями его эффективного осуществления.
Дается характеристика микроструктуры каждого этапа, а выполнение дидактической его задачи рассматривается через взаимодействие задач составляющих каждого типа: СУМ-МО-ФОПД.
Выполнение ТДЗ данного этапа связывается с выполнением ТДЗ последующих этапов и достижением ТДЦ урока.
6.Анализируются системообразующие связи урока:
ТДЦ-ТДЗ этапа, ТДЗ одного этапа - ТДЗ другого этапа.
7.Определяется, как в силу воздействия этапов друг на друга образуется конечный результат урока и по нему оценивается эффективность.
8. Рассматривается на основе изучения последовательной связи этапов путь развития урока.
9. Определяется место и роль урока в разделе и теме.
10. Морфология, структура, функционирование урока, его конечный результат исследуются в связи с целью посещения урока и программой наблюдения.
11. Выводы и оценка качества проведения урока осуществляются, исходя из его конечного результата.
12. Формируются конкретные предложения по устранению педагогом обнаруженных в ходе анализа недостатков, указывающих пути и время их исправления, а также повторной проверки.
ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным педконсилиума? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
Какие задачи решались на уроке:
а) образовательные,
б) воспитательные,
в) задачи развития?
Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
13. Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ
Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Примерные вопросы для самоанализа
Была ли достигнута цель урока?
Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
Какие были недостатки в ходе урока и почему?
Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?