Использование ИКТ при подготовке к ЕНТ
Использование ИКТ при подготовке к ЕНТ
В рамках реализации программы “Образование” множество школ стали оснащаться современными техническими оборудованиями. Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел не только в нашу повседневную жизнь, но без него подавляющее большинство преподавателей просто не могут уже обойтись на работе.
ЦОР применяются в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕНТ.
Необходимость работы в направлении применения ЦОР при подготовке выпускников к ЕНТ по биологии объясняется следующими причинами. Во-первых: подготовка выпускников к ЕНТ является актуальной для всех учителей. Во вторых: при оплате труда и при аттестации работу педагога оценивают по конечным результатам работы. Одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ЕНТ, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы наиболее эффективно организовать подготовку выпускников к ЕНТ. И такая подготовка становится возможной при использовании ЦОР.
Программа “Подготовка к ЕНТ по биологии с использованием ЦОР ” рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в 10-11 классах или 2 часа в неделю в 11 классе). Содержание программы ориентировано на кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого национального тестирования.
В нем выделены 7 разделов:
- Биология - наука о живой природе
- Клетка как биологическая система
- Организм как биологическая система
- Многообразие организмов
- Человек и его здоровье
- Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
- Экосистемы и присущие им закономерности.
Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором. В нем для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.
Например,
№ и Тема занятия
|
Применяемые цифровые образовательные ресурсы
|
Формы контроля
|
Раздел №1. Биология - наука о живой природе (3 часа)
|
№1. Биология как наука.
Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
|
Фотоизображения, иллюстрирующие методы и достижения в области биологических наук (электронное учебное пособие “Общая биология”схема “Биологические науки”.
Урок №1 “Введение” (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий)
|
-
|
№2. Признаки и свойства живого.
|
Диаграмма “Признаки живого” (электронное пособие “Биология. 6-9 класс” Кирилл и Мефодий), анимации “Питание амебы”, “Бесполое размножение хлореллы”, схема обмена веществ, анимация “Эмбриональное развитие насекомых” и др.
|
Текущий
индивидуальный
|
№3. Уровни организации живой природы
|
Презентация к уроку “Уровни организации жизни”, Урок №1 “Введение” (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий).
|
Тематический
фронтальный
|
Раздел №2. Клетка как биологическая система (12часов)
|
№4. Клеточная теория.
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.
|
Презентация к уроку “Клеточная теория. Основные положения”, видеофильмы “Движение цитоплазмы”, “Эмбриональное развитие лягушки”. Урок №2 “Клеточная теория” (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий)
|
-
|
№5. Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.
|
Фотоизображения клеток различных организмов, презентация “Строение клетки”, сравнительные таблицы “Сравнение клеток прокариот и эукариот”, “Сравнение клеток эукариот”. Уроки № 9-12 (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий)
|
Текущий индивидуальный
|
Основные электронные учебные пособия, применяемые при проведении занятий отражены на рисунке.
Кроме этих пособий используются собственные презентации к различным урокам, сборник видеофильмов, различные рисунки и таблицы в цифровом формате и др.
К данной программе были созданы теоретические материалы к каждому из семи разделов. Для удобства применения этих материалов основные текстовые материалы и рисунки включаются в презентации, подготовленные для занятия.
Подготовка выпускников к ЕНТ проводится по следующей схеме:
- Перед началом занятий выпускникам даются рекомендации по приобретению в библиотеке необходимых учебников (для 6-11 классов) и электронных учебных пособий. Некоторые материалы они получают печатном формате, а некоторые – с моего личного сайта: www.schma86sch21-nv.edusite. У каждого выпускника имеется кодификатор элементов содержания ЕНТ в печатном формате, где они отмечают темы, которые нужно просмотреть к следующему занятию.
- День для занятий я стараюсь выбрать такой, чтобы в этот день в расписании у детей были не самые сложные предметы. На занятиях записи в тетрадях сведены к минимуму. Так как основной теоретический материал у них имеется, нет смысла снова их записывать. Это экономит время, не приводит к переутомлению детей, позволяет за короткое время объяснять материал.
- В начале занятия даю краткий обзор изучаемого материала. Затем идет просмотр презентаций с объяснениями учителя. После этого идет просмотр видеофильмов, анимаций, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.
- После повторения теоретического материала на экран выводятся тестовые материалы по данной теме. Ученики в отдельной тетради записывают тему, номера вопросов и ответы к ним.
- После тестирования на проектор выводятся ответы на тесты. Ученики отмечают правильные и неправильные ответы по ключу.
6. Затем снова выводятся тесты, при этом те, кто дал неверный ответ поднимают руку, называют свой ответ, и я даю обоснование верного ответа. Такая система проверки и самопроверки знаний позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, что позволяет предотвратить их повторение на ЕНТ.
7. В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, выпускники выполняют различные варианты КИМ (не менее 10). В один день они выполняют разные варианты. После того, как будут выполнены все варианты, я раздаю им проверенные их работы. Вывожу на проектор варианты КИМ. Дальше проверка идет по той же схеме, что и проверка по тематическим тестам.
8 . В конце года особое внимание уделяю заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую отметку. Эти задания оставляю на самые последние занятия, непосредственно перед проведением ЕНТ.