Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся
Приоритетной целью современного образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром и самим собой. Опыт педагогической работы показывает, что для достижения данной цели особое значение имеет овладение учащимися умениями самостоятельного контроля, оценки и планирования действий по устранению причин возникающих трудностей. Поэтому учащиеся должны приобрести “инструмент” для организации самостоятельной контрольно-оценочной деятельности: “Модуль контроля и оценки деятельности”.
Структура модуля состоит из блоков:
- диагностики;
- средств коррекции и оценки деятельности.
Блок диагностики включает тематический контроль, который представлен картой самоконтроля и самоанализ деятельности (таблица 2). Классификация тем соответствует государственному образовательному стандарту. Во второй блок включены средства коррекции и оценки деятельности учащихся: дополнительный материал, лист учёта знаний (таблица 3), рефлексия (таблица 4). Таким образом, для организации индивидуальных действий контроля и оценки будем использовать:
Опишем, что представляет собой каждый из блоков модуля.
Карта самоконтроляпредставляет таблицу, состоящую из трех частей:
Таблица 1.
Задания (контрольно-измерительный материал )
|
Выполнить смогу (+) не смогу (-) (оценка своих возможностей)
|
Выполнение работы
|
1
|
2
|
3
|
- Набор контрольно-измерительных материалов.
- Анализ содержания материала и оценка своих возможностей.
- Письменное оформление выполненной работы.
Карта выдается каждому учащемуся и может быть предъявлена ему несколько раз (с учетом уровня интеллектуального развития). При первом предъявлении учащиеся читают задания, если они знают, как его выполнять, то во второй части таблицы ставят знак “+” и выполняют задания, работая в части N 3. Если учащиеся затрудняются в выполнении, какого-либо задания при первом предъявлении, тогда во второй части таблицы ставят против этого задания знак “ – “ и могут к нему вновь вернуться на последующих занятиях. После выполнения выбранных заданий они проводят анализ своей работы (таблица 2), который помогает им определить границы знания и незнания, чтобы спланировать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления.
Самоанализ деятельности
Таблица 2
Знаю и умею
|
Не знаю, не умею
|
Причины возникновения ошибок (какие операции, действия должен произвести, чтобы правильно выполнить задания)
|
1
|
2
|
3
|
После этого учащиеся продолжают работу с дополнительным материалом, который содержит комплекс заданий для самостоятельной работы.
Дополнительный материал носит индивидуальный характер и может отличаться по содержанию различными уровнями сложности. Он может быть составлен учителем, учащимися под руководством учителя, и оформлен в виде тематической картотеки.
Картотека состоит из карточек-вопросов (заданий), карточек-ответов и карточек с нестандартными заданиями повышенной сложности. В карточках-вопросах помещены задания для коррекционной работы, способствующие устранению допущенных ошибок. В карточках-ответах находятся “образцы” выполнения заданий. Учащийся подбирает карточку-вопрос, и самостоятельно определяют для проверки какого знания и умения дано это задание. Отвечает на него в письменном виде, а затем проверяет свое решение, сверяя его с “образцом” (карточка 2) и после этого оценивает себя (пятибалльная система отметки, баллы, письменные замечания). Для фиксации учебных достижений на последней странице тетради можно оформить лист учета знаний умений и навыков.
Лист учёта знаний
Таблица 3.
Тема
задание
|
К.1
|
К.2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
В первый столбик учащиеся записывают тему, по которой проведён контроль знаний.
Соответственно в первой строчке знаком “+” отмечают задания, с которыми они справились, а знаком “-“ выделяют те задания, которые не смогут выполнить при первом предъявлении. Те учащиеся, которые выполнили верно, все задания, при первом предъявлении работают с карточками из дополнительного материала.
Коррекционную работу учащиеся могут выполнять как в классе, так и дома. На последующих уроках они вновь возвращаются к карте самоконтроля и работают над заданиями, которые не смогли выполнить при первом предъявлении. А затем проводят самоанализ и самооценку деятельности, для этого вновь возвращаются к работе с таблицами №2 и №3. Итогом деятельности является саморефлексия.
Рефлексия деятельности
Таблица 4.
“Открыл(а)” новые знания
Работа имела конкретное значение для саморазвития
Работа имеет значение в профессио-нальном становлении
|
работа не способствовала “открытию” новых знаний
работа не имела личностного смысла
работа не имеет значения для профессиональной деятельности
|
Выделяют в таблице те номера, которые соответствуют их самооценке
Опыт работы по индивидуализации учебно-познавательных действий контроля и оценки учащихся с применением модуля, способствует продвижению личности к саморазвитию, к самосовершенствованию.